Тема безопасного использования электросамокатов становится все более актуальной для нашего общества. Всего пару лет назад, летом 2022-го, исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения демонстрировали, что лишь около 9 процентов россиян пользовались электрическими самокатами или другими средствами индивидуальной мобильности (СИМ), причем подавляющее большинство считало связь между ростом их популярности и увеличением количества ДТП несущественной.
Сейчас отношение приобрело совершенно иной оттенок. Проведенный в августе 2024 года новый опрос выявил, теперь уже половина российских граждан выражает негативное отношение к использованию электрических самокатов. Растет и беспокойство населения относительно рисков, связанных с данным видом транспорта.
Между равнодушием и неприязнью
Особенно ярко проявилась озабоченность вопросами безопасности: 64 процента респондентов заявили, что считают такие устройства угрозой комфортному передвижению по улицам городов. Люди перестали воспринимать электросамокаты исключительно как удобный способ перемещения, считая их, скорее, фактором риска.
Респондентов попросили описать чувства, возникающие при виде пользователей электросамокатов. Результаты оказались любопытными: наиболее распространенными эмоциями стали равнодушие (39 процентов) и страх (32 процента). Более четверти участников опроса испытывают чувство раздражения и злости (26 процентов), а некоторые (14 процентов) даже обозначили свое отношение термином «неприязнь».
Самой тревожной тенденцией последних месяцев стал стремительный рост числа ДТП с участием электросамокатов. Согласно официальным данным, количество таких случаев в крае увеличилось почти вдвое, достигнув отметки в 418 пострадавших. Важно отметить, что эта цифра отражает лишь официально зарегистрированные случаи, реальные масштабы бедствия могут оказаться куда серьезнее.

Многие происшествия оказываются вне статистики, поскольку мелкие аварии часто остаются незамеченными либо попросту игнорируются пострадавшими. К примеру, один мой собеседник поделился историей о случайном столкновении с самокатом рядом с подъездом дома. На устройстве был заметен кровавый след, — рассказал заместитель председателя Общественной палаты Красноярского края Андрей Бардаков. – Откуда он появился – осталось загадкой. То есть реальные цифры могут существенно превышать имеющиеся показатели.
Печальная статистика
Проблема безопасности передвижения по Красноярску электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности стала предметом обсуждения на круглом столе, который прошел в Общественной палате региона.
Желая глубже изучить вопрос, общественники провели небольшой эксперимент прямо на улице Красноярска – опросили горожан.
Наши беседы подтвердили печальную картину: общественные взгляды крайне поляризованы. Одни жители спокойно принимают новую реальность, отмечая удобство и современность электросамокатов, другие возмущаются агрессивностью и опасностью водителей, — отметил Андрей Бардаков. — Это напряжение подогревается отсутствием четко сформулированных норм и условий пользования подобными устройствами, создавая атмосферу неопределенности и беспокойства.
Проблему за круглым столом обсуждали представители власти, общественности и самокатных фирм. Основная задача — выявить реальную ситуацию и предложить действенные шаги по ее улучшению.
Статистика, которую озвучил начальник отдела ДПС и административной практики управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Красноярскому краю Сергей Шелехов, говорит о тревожной динамике: каждая седьмая авария связана с использованием средств индивидуальной мобильности, общее число пострадавших превысило отметку в 400 человек, треть из которых — дети до 16 лет.

Госавтоинспекция неоднократно обращалась к городским властям с предложениями по упорядочиванию данной сферы, однако реализация предложений застопорилась, — отметил Сергей Шелехов. – Противоречиво и состояние федерального законодательства: несмотря на судебную практику некоторых регионов, действующие нормы оставляют простор для злоупотреблений и правового беспорядка.
Одной из главных болевых точек Сергей Игоревич указал эксплуатацию электросамокатов подростками младше 16–18 лет. Несмотря на формальные условия договоров проката, согласно которым эксплуатация разрешена совершеннолетним пользователям, фактически доступ остается открытым детям любого возраста, что создает значительные правовые дилеммы.
Необходимо обеспечить строгий механизм идентификации личности пользователя, исключающий случаи неправомерного вождения детей, — прокомментировал представитель Госавтоинспекции. – Тогда и печальная статистика пойдет на спад.
СИМ внесли в правила благоустройства
Как отметил заместитель руководителя департамента городского хозяйства и транспорта администрации Красноярска Николай Арефьев, городские власти также озабочены ситуацией с СИМами. Мэрия заключает соглашения с операторами электросамокатов, определяющие зоны ограничений и сниженных скоростей.

Правила были выработаны совместно с Госавтоинспекцией, службой эксплуатации дорог, с привлечением общественников и организаций, которые эксплуатируют СИМы, — пояснил чиновник. — Планируется введение специальных операторов мониторинга, занимающихся контролем перемещений устройств в режиме реального времени. Такая система позволит оперативно реагировать на нарушение установленных правил и повышать безопасность улиц.
Тем не менее существуют препятствия инфраструктурного характера: городская среда создавалась без учета потребностей таких видов транспорта, как электросамокаты и велосипеды, а нехватка соответствующей нормативной базы усложняет внедрение эффективных решений. Необходимо разработать полноценные нормативы, регулирующие эту сферу, считает Арефьев.
Сейчас в администрации Красноярска подготовлены новые правила благоустройства, в которых СИМам уделено особое внимание. Общественное обсуждение нормативов начнется уже в конце июня.
Нарушаешь – заплатишь штраф
Представители компаний-прокатчиков электросамокатов имеют техническое оснащение и механизмы отслеживания нарушений пользователями. Но практика самостоятельного мониторинга кажется недостаточно эффективной, ведь зачастую информация о нарушениях фиксируется постфактум и далеко не всегда помогает установить личность виновного лица.
Законодательство разрешает кататься на СИМах с 14 лет, мы в своей компании увеличили возраст пользователей электросамокатов до 18 лет, — рассказал представитель одной из компаний-прокатчиков СИМ Кирилл Гамулинский. – Ввели зоны ограничения скорости – они есть в программном обеспечении, и штрафы для нарушителей. У нас есть возможность по номеру телефона определить возраст того, кто пользуется самокатом. Если он нарушает правила, заплатит штраф 30 тысяч рублей. Только в этом году мы заблокировали 850 несовершеннолетних, которые пользовались самокатом. Другой вопрос, когда взрослый регистрируется и передает ребенку право управления СИМ.
Прокатчики проводят школы – обучают правилам вождения электросамокатов, продвигают безопасный способ передвижения на средствах индивидуальной мобильности.
Некоторые участники встречи резко критиковали политику городских властей, утверждая, что последние годы не принесли значимых изменений в управлении сферой индивидуального электротранспорта. Прозвучали предложения вовсе отказаться от такого формата бизнеса по опыту зарубежных стран, например, Франции, где использование электросамокатов ограничено законодательно.
Но, как отметили общественники, вопрос заключается не столько в самих устройствах, сколько в отсутствии адекватного регулирования и полноценной инфраструктуры для СИМ. Именно сочетание законодательных мер, технологически грамотных подходов и сознательности граждан способно вернуть порядок на улицы.



