Самородки в таежной глуши

Один день из жизни маленькой школы в Инголе

Самородки в таежной глуши Один день из жизни маленькой школы в Инголе

Моя разработка – токарно-фрезерный станок. Из отходов лесопиления он изготавливает в автоматическом режиме ручки и основания для круглых малярных кистей, – одиннадцатиклассник Владислав Зизевских рассказывает нам о том, чем помимо учебы занимается в школе. Можно, конечно, подумать, что Владислав – самородок, единственный на всю школу. Но нет: таких изобретателей здесь – десятки.

Здесь – это в школе № 47 маленького (800 жителей) поселка Инголь на окраине Шарыповского района. До краевого центра отсюда почти 400 километ­ров, до границы с Кемеровской областью – десять.

47-я из Инголя стала цент­ром притяжения для многих населенных пунктов района, даже соседней области, и совершенно сломала наши представления о сельской школе.

Счастливые дети – успешные дети

В коридорах – ковры, в классах – диванчики, на стенах – картины, дети улыбаются и здороваются. Такого в городской школе не увидишь, там суета, гомон, окрики учителей – нервная система напряжена до предела.

– Ребенку в школе должно быть комфортно. Это прежде всего, – говорит директор Татьяна Александровна Романова. – Без доброжелательной атмосферы невозможно говорить об успехах в учебе и развитии талантов.

В подтверждение своей теории Татьяна Александровна подводит нас к столам и стендам, демонстрирующим достижения учеников. Чего здесь только нет! Грамот – не счесть: победы в дистанционных конкурсах и олимпиадах регионального и российского уровня, книги с рисунками и сочинениями детей. Школа внесена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России», в 2014-м получила диплом конкурса «100 лучших школ России», информация о педагогах и учениках включена в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России». Когда в 2013 году ученики приняли участие в конкурсе «Губернаторский дневник», то из 25 человек, получивших звание «чемпиона по пятеркам», автографа губернатора удостоились аж четверо ингольцев. Уточняем – ингольцами учеников называем не по месту жительства, а по месту учебы. В 47‑ю школу приезжают учиться из многих окрестных деревень, в том числе и из Кемеровской области. И несмотря на то, что школа ведомственная (содержит ее ОАО «РЖД»), берут абсолютно всех. В сельской местности выбор невелик, а 47‑я – объективно лучшая. Отказать ребенку – значит поставить под сомнение его будущее. Сейчас в ингольской школе 129 учеников, есть группы детского сада и интернат для тех, кто далеко живет. На всех – 112 человек персонала: педагоги и технические работники, некоторые, кстати, тоже ездят из Кемеровской области. Много? Но учтите, что школа работает с 9 утра и до 9 вечера шесть, а то и все семь дней в неделю: в небольшом сельском образовательном учреждении – 35 секций и кружков по самым разным направлениям.

Прикосновение к культуре

В просторном холле – два самых настоящих ткацких станка. За станками – ученицы средней ступени. Они ловко управляются с нитями, челноком и ножницами. Пару лет назад местный житель отдал в школу старинный станок, предназначенный для изготовления дорожек-половиков. Местные умельцы его починили и поставили в музей – уж больно древний, для работы не пригоден. А потом по образцу соорудили новый и стали учить ребятишек ткать.

Второй станок родом из Дагестана, на основу узором навязывают шерстяные ниточки, подстригают, и получается ковер. Его сделали по эскизам мамы одного из учеников – женщины даргинской национальности. Но резьбу вывели с русским узором.

Образование в школе – поликультурное. Под эту идею здесь заточено все: есть и школьный музей возрождения русских традиций, и мини-музеи в классах, посвященные культурам зарубежных стран. С детьми разучивают традиционные для разных национальностей игры, и, кстати, они охотно в них играют на переменах – видели своими глазами. А еще шьют национальные костюмы и осваивают народные ремесла. В горнице – таким душевным словом называют мастерскую в музее – встретили мы младшеклассников: за деревянным столом с самоваром, одетые в русские рубахи и сарафаны, дети крутили из ткани традиционных русских игровых кукол на подставках.

– Ребята постарше занимаются более сложной работой, – рассказывает руководитель кружка «Фольклорное рукоделие» Татьяна Николаевна Хаустова. Она работает по собственной методике, которую несколько лет назад защитила в Москве. – Был у нас в школе проект по изучению костюмов разных губерний: дети вместе с учителями сшили четыре костюма – Вологодской, Московской, Нижегородской и Псковской губерний. Восстановили все рисунки, вышивку и покрой, изучили традиции. Этим и ценны наши новоделы: вышить рубашку – не самоцель, главное – прикосновение к культуре.

В кружке «Художественная обработка древесины» за главного – Виктор Александрович Хаустов. Быстро перемещается от одного станка к другому, поправляет руки юным мастерам, между делом вдохновляет девушек – одна расписывает деревянную тарелку, вторая занимается витражом.

– Городецкая роспись и хохлома не пошли у нас, – поясняет мастер. – А вот мезенская удается. Это, можно сказать, фирменный знак нашей школы.

А фирменное изделие ингольских школьников – кадушка. Бондарному ремеслу детей обучает Олег Александрович Бабешко.

– В наш век полимерных материалов посуда и бочки из дерева – на вес золота, – говорит он. – Народные промыслы забывать нельзя, это основа, деды и прадеды наши умели это делать, жили этим. Человеку руки даны не только чтобы шариковую ручку держать.

Об уникальном опыте школы по поликультурному воспитанию директор Татьяна Александровна рассказывала в Париже. Два года назад она проходила там стажировку по программе ЮНЕСКО.

– Интерес к моему докладу был большой, из 70 фотографий, пущенных по рядам, обратно не вернулось ни одной – так понравились наши ребятишки в национальных костюмах иностранцам, – улыбается Татьяна Александровна. – С той же темой выступала на Родосском форуме «Диалог цивилизаций» в Греции. Гармоничное сосуществование различных культур сейчас – больная тема для всего мира. Но решать эту проблему надо с вопросов воспитания детей. А нам, сибирякам, живущим в многонациональном регионе, есть чем поделиться. Мы уже давно работаем в этом направлении, поэтому наш опыт оказался для иностранцев очень интересным.

Кулибины земли шарыповской

Именно так в крае называют ингольских школьников. Концентрация всевозможных станков и изобретений на один квадратный метр школы превышает все разумные пределы. Не школа, а целое ОКБ!

Никита КирилловВдохновляет юных изобретателей Олег Бабешко. За семь лет работы изобретения его учеников много раз отмечались на районном и региональном уровнях. Владислав Зизевских, например, за разработку своего токарно-фрезерного станка удостоился по меньшей мере десятка наград, в том числе и премии президента России, а еще – высокой чести участвовать в эстафете олимпийского огня. Виктор Иванов, который придумал оригинальную роторную картофелекопалку, стал победителем краевого слета юных техников, удостоен краевой стипендии имени академика М. Ф. Решетнева.

К выставке на зональном этапе «Сибирского техносалона» готовит сейчас свой проект Руслан Пыхтин. Вместе с Олегом Александровичем он изобрел мобильную палатку для сохранности сена в рулонах.

– В полях сено в рулонах часто портится от влаги, его уничтожают животные, – рассказывает Руслан. – Я решил, что нужна вот такая палатка. У нее есть крыша и сетки для защиты от животных, вместимость – 52 рулона. Стоимость конструкции – около 50 тысяч рублей, а в несезон ее можно использовать для просушки пиломатериалов.

Семиклассник Никита Кириллов только в этом году начал изучать физику, но уже два года работает над проектом «поезда будущего» в кружке «Моделист-конструктор». Установка сложная – задействованы электромагнитные силы и сжатый воздух. За счет магнитно-воздушной подушки капсула (поезд) может развивать скорость до 400–600 км/ч.

– У работы большой потенциал, мы пока широко ее не демонстрировали, но, думаю, оценят поезд будущего высоко, – говорит Олег Бабешко. – Это далеко не все наши изобретения, но секреты пока открывать не хочу: что-то еще шлифуем, подгоняем, совершенствуем – дети мои неугомонные в этом смысле. Одна проблема – только начнешь с ними заниматься, уже и 11-й класс подступает, прощаемся со слезами на глазах.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
15 декабря 2024
Полезные финансовые привычки, которые помогут не копить долги
Согласитесь, умение правильно распоряжаться деньгами – настоящее искусство, и владеют им немногие. Кто-то даже при небольшой зарплате умеет копить деньги,
Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня