Моя разработка – токарно-фрезерный станок. Из отходов лесопиления он изготавливает в автоматическом режиме ручки и основания для круглых малярных кистей, – одиннадцатиклассник Владислав Зизевских рассказывает нам о том, чем помимо учебы занимается в школе. Можно, конечно, подумать, что Владислав – самородок, единственный на всю школу. Но нет: таких изобретателей здесь – десятки.
Здесь – это в школе № 47 маленького (800 жителей) поселка Инголь на окраине Шарыповского района. До краевого центра отсюда почти 400 километров, до границы с Кемеровской областью – десять.
47-я из Инголя стала центром притяжения для многих населенных пунктов района, даже соседней области, и совершенно сломала наши представления о сельской школе.
Счастливые дети – успешные дети
В коридорах – ковры, в классах – диванчики, на стенах – картины, дети улыбаются и здороваются. Такого в городской школе не увидишь, там суета, гомон, окрики учителей – нервная система напряжена до предела.
– Ребенку в школе должно быть комфортно. Это прежде всего, – говорит директор Татьяна Александровна Романова. – Без доброжелательной атмосферы невозможно говорить об успехах в учебе и развитии талантов.
В подтверждение своей теории Татьяна Александровна подводит нас к столам и стендам, демонстрирующим достижения учеников. Чего здесь только нет! Грамот – не счесть: победы в дистанционных конкурсах и олимпиадах регионального и российского уровня, книги с рисунками и сочинениями детей. Школа внесена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России», в 2014-м получила диплом конкурса «100 лучших школ России», информация о педагогах и учениках включена в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России». Когда в 2013 году ученики приняли участие в конкурсе «Губернаторский дневник», то из 25 человек, получивших звание «чемпиона по пятеркам», автографа губернатора удостоились аж четверо ингольцев. Уточняем – ингольцами учеников называем не по месту жительства, а по месту учебы. В 47‑ю школу приезжают учиться из многих окрестных деревень, в том числе и из Кемеровской области. И несмотря на то, что школа ведомственная (содержит ее ОАО «РЖД»), берут абсолютно всех. В сельской местности выбор невелик, а 47‑я – объективно лучшая. Отказать ребенку – значит поставить под сомнение его будущее. Сейчас в ингольской школе 129 учеников, есть группы детского сада и интернат для тех, кто далеко живет. На всех – 112 человек персонала: педагоги и технические работники, некоторые, кстати, тоже ездят из Кемеровской области. Много? Но учтите, что школа работает с 9 утра и до 9 вечера шесть, а то и все семь дней в неделю: в небольшом сельском образовательном учреждении – 35 секций и кружков по самым разным направлениям.
Прикосновение к культуре
В просторном холле – два самых настоящих ткацких станка. За станками – ученицы средней ступени. Они ловко управляются с нитями, челноком и ножницами. Пару лет назад местный житель отдал в школу старинный станок, предназначенный для изготовления дорожек-половиков. Местные умельцы его починили и поставили в музей – уж больно древний, для работы не пригоден. А потом по образцу соорудили новый и стали учить ребятишек ткать.
Второй станок родом из Дагестана, на основу узором навязывают шерстяные ниточки, подстригают, и получается ковер. Его сделали по эскизам мамы одного из учеников – женщины даргинской национальности. Но резьбу вывели с русским узором.
Образование в школе – поликультурное. Под эту идею здесь заточено все: есть и школьный музей возрождения русских традиций, и мини-музеи в классах, посвященные культурам зарубежных стран. С детьми разучивают традиционные для разных национальностей игры, и, кстати, они охотно в них играют на переменах – видели своими глазами. А еще шьют национальные костюмы и осваивают народные ремесла. В горнице – таким душевным словом называют мастерскую в музее – встретили мы младшеклассников: за деревянным столом с самоваром, одетые в русские рубахи и сарафаны, дети крутили из ткани традиционных русских игровых кукол на подставках.
– Ребята постарше занимаются более сложной работой, – рассказывает руководитель кружка «Фольклорное рукоделие» Татьяна Николаевна Хаустова. Она работает по собственной методике, которую несколько лет назад защитила в Москве. – Был у нас в школе проект по изучению костюмов разных губерний: дети вместе с учителями сшили четыре костюма – Вологодской, Московской, Нижегородской и Псковской губерний. Восстановили все рисунки, вышивку и покрой, изучили традиции. Этим и ценны наши новоделы: вышить рубашку – не самоцель, главное – прикосновение к культуре.
В кружке «Художественная обработка древесины» за главного – Виктор Александрович Хаустов. Быстро перемещается от одного станка к другому, поправляет руки юным мастерам, между делом вдохновляет девушек – одна расписывает деревянную тарелку, вторая занимается витражом.
– Городецкая роспись и хохлома не пошли у нас, – поясняет мастер. – А вот мезенская удается. Это, можно сказать, фирменный знак нашей школы.
А фирменное изделие ингольских школьников – кадушка. Бондарному ремеслу детей обучает Олег Александрович Бабешко.
– В наш век полимерных материалов посуда и бочки из дерева – на вес золота, – говорит он. – Народные промыслы забывать нельзя, это основа, деды и прадеды наши умели это делать, жили этим. Человеку руки даны не только чтобы шариковую ручку держать.
Об уникальном опыте школы по поликультурному воспитанию директор Татьяна Александровна рассказывала в Париже. Два года назад она проходила там стажировку по программе ЮНЕСКО.
– Интерес к моему докладу был большой, из 70 фотографий, пущенных по рядам, обратно не вернулось ни одной – так понравились наши ребятишки в национальных костюмах иностранцам, – улыбается Татьяна Александровна. – С той же темой выступала на Родосском форуме «Диалог цивилизаций» в Греции. Гармоничное сосуществование различных культур сейчас – больная тема для всего мира. Но решать эту проблему надо с вопросов воспитания детей. А нам, сибирякам, живущим в многонациональном регионе, есть чем поделиться. Мы уже давно работаем в этом направлении, поэтому наш опыт оказался для иностранцев очень интересным.
Кулибины земли шарыповской
Именно так в крае называют ингольских школьников. Концентрация всевозможных станков и изобретений на один квадратный метр школы превышает все разумные пределы. Не школа, а целое ОКБ!
Вдохновляет юных изобретателей Олег Бабешко. За семь лет работы изобретения его учеников много раз отмечались на районном и региональном уровнях. Владислав Зизевских, например, за разработку своего токарно-фрезерного станка удостоился по меньшей мере десятка наград, в том числе и премии президента России, а еще – высокой чести участвовать в эстафете олимпийского огня. Виктор Иванов, который придумал оригинальную роторную картофелекопалку, стал победителем краевого слета юных техников, удостоен краевой стипендии имени академика М. Ф. Решетнева.
К выставке на зональном этапе «Сибирского техносалона» готовит сейчас свой проект Руслан Пыхтин. Вместе с Олегом Александровичем он изобрел мобильную палатку для сохранности сена в рулонах.
– В полях сено в рулонах часто портится от влаги, его уничтожают животные, – рассказывает Руслан. – Я решил, что нужна вот такая палатка. У нее есть крыша и сетки для защиты от животных, вместимость – 52 рулона. Стоимость конструкции – около 50 тысяч рублей, а в несезон ее можно использовать для просушки пиломатериалов.
Семиклассник Никита Кириллов только в этом году начал изучать физику, но уже два года работает над проектом «поезда будущего» в кружке «Моделист-конструктор». Установка сложная – задействованы электромагнитные силы и сжатый воздух. За счет магнитно-воздушной подушки капсула (поезд) может развивать скорость до 400–600 км/ч.
– У работы большой потенциал, мы пока широко ее не демонстрировали, но, думаю, оценят поезд будущего высоко, – говорит Олег Бабешко. – Это далеко не все наши изобретения, но секреты пока открывать не хочу: что-то еще шлифуем, подгоняем, совершенствуем – дети мои неугомонные в этом смысле. Одна проблема – только начнешь с ними заниматься, уже и 11-й класс подступает, прощаемся со слезами на глазах.