Сайты, торгующие «фантиками»

Почему компании по продаже авиабилетов онлайн регистрируются на Виргинских островах?

Сайты, торгующие «фантиками» Почему компании по продаже авиабилетов онлайн регистрируются на Виргинских островах?

Специфичность российского рынка многих товаров и услуг – в отсутствии правил и норм, регулирующих работу. Продажа авиабилетов через специализированные сайты исключением не является. И только огромное количество жалоб в Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ), защищающий права пользователей услуг Сети, помогло привлечь внимание к проблеме.

Вас нет в списках пассажиров

«На этом сайте полный обман с ценами, купила авиабилет за 41 200, с карты списали 43 500, якобы разница пошла на конвертацию…»

«Пришлось доплатить за багаж, так как в аэропорту сказали, что авиабилет оформлен по специфичному тарифу…»

Это далеко не все жалобы пользователей сайтов по продаже авиабилетов. Ситуация, когда приходится заплатить больше, чем ожидалось, – не самая плохая. В ряде случаев улететь не удается вообще, потому что подтверждение списания средств есть, а вот билетов не оказывается. При разбирательстве традиционно получается: телефон не отвечает, по указанному адресу располагается совершенно другое учреждение, и никаких реквизитов на сайте найти невозможно. Более того, как утверждают эксперты, многие компании вообще регистрируются за пределами страны, к примеру, на Виргинских островах.

– Мы провели мониторинг основных российских сайтов, и выяснилось, что проблема отсутствия регистрации таких фирм на территории РФ, информации об их физическом месторасположении, обратных форм связи на сайтах – массовая, – комментирует Сергей Гребенников, директор РОЦИТ. – Отсутствие российской юрисдикции ведет к тому, что пользователь не может или даже не вправе обратиться в суд за возмещением ущерба.

Лично для себя я сделала выводы относительно подобных услуг еще год назад после небольшого происшествия. Купив билет на официальном сайте авиакомпании, я спокойно готовилась к возвращению из отпуска. За несколько часов до вылета зашла на ресурс для онлайн-регистрации и выбора подходящего удобного места в салоне. Ввела данные. Но ничего не получилось. Через полчаса безуспешных попыток набрала телефон контактного центра. Его сотрудница любезно пояснила причину: «Вас нет в списке пассажиров. Обращайтесь туда, где вы приобретали билеты». Десять минут, которые прошли до того, как на том конце провода наконец-то поняли, что билеты куплены на официальном сайте, нашли причину и сообщили: произошел технический сбой, мне вполне хватило, чтобы впредь обходить стороной интернет-ресурсы с «выгодными предложениями».

Использовать только для мониторинга

Значительное количество людей – клиентов сайтов по продаже билетов вообще не подозревает, что в случае экстренных ситуаций им на помощь не придет никто.

– Если вы покупаете билеты через какой-то непонятный сайт, это не наши проблемы, – рассказала в частном разговоре представитель одной из крупных федеральных авиакомпаний. – Я знаю, что нередки случаи, когда клиент, начиная разбираться, выясняет: сайт зарегистрирован за пределами страны. Потом оказывается, есть и сборы дополнительные, и прочие неожиданности.

Но люди, выбирающие билет, зачастую обращают внимание только на цену… Вот, к примеру, вы смотрите на нашем официальном сайте цену на рейс Красноярск – Москва. Она составляет 10 тысяч рублей. На другом ресурсе она всего 9 100. За счет чего? Допустим, билет, который у нас возвратный, они сделали невозвратным. Или обмен стоит в авиакомпании одну сумму, а на таких сайтах – в три раза дороже.

Конечно, не все ресурсы по продаже билетов используют мошеннические схемы. Но если на сайте нет ни обратного адреса, ни телефона, ни даже электронной почты, то стоит задуматься: каким образом с ними вообще можно связаться?

Наиболее безопасно приобретать билет на официальном сайте перевозчика, – говорит пресс-секретарь авиакомпании «Таймыр» (Nordstar) Ирина Воробьева. – Если выбираете другой ресурс, даже самый проверенный и благонадежный, можно через какое-то время позвонить в авиакомпанию в контактный центр, назвать рейс, дату вылета, указать паспортные данные и попросить проверить, есть ли человек в списке пассажиров. Если по каким-то причинам такой пассажир в документах авиакомпании не значится, необходимо обращаться с вопросами непосредственно к представителям сайта, где приобретали билет. Авиакомпания несет ответственность только за те билеты, которые вы покупали на ее сайте или в кассах. А вообще по своему опыту могу сказать: никогда не встречала на подобных сайтах каких-то невероятно выгодных тарифов. И это логично: на официальном портале нет заложенных в цену сборов и фактически в ста процентах случаев именно здесь лучшая стоимость.

Сайты по продаже билетов можно использовать для мониторинга: рассмотреть сразу десятки предложений и выбрать наиболее приемлемые цену, время, стыковку между рейсами.

Пытаясь сэкономить, нужно помнить, что привлечь к ответственности виновных за продажу вам фальшивых билетов может быть очень сложно.

Как работают схемы продаж?

В Красноярске уже несколько лет работает компания – бывший резидент КРИТБИ, которая подошла к продажам авиабилетов с научной точки зрения и даже создала собственный it-комплекс.

Директор ООО «Разлет» Антон Кирш:

– Система продажи авиабилетов сложная: если брать всю цепочку от авиаперевозчика до пункта продажи билета, она может проходить через 5–6 посредников. Мы сотрудничаем с авиакомпаниями напрямую, максимум через одного консолидатора. Второй момент – со многими перевозчиками у нас есть отдельные договоренности и по блокам мест, и по эксклюзивным тарифам. Круглосуточный call-центр позволяет решать оперативно возникшие сложности у клиентов. Уникальность сайта в том, что it-комплекс сайта «Разлет.ру» – полностью наша разработка. Остальные используют системы, заказанные у разработчиков. Рынок систем бронирования очень монополизирован. Отечественных систем всего две: следовательно, все онлайн-сервисы зависимы от функциональности этих систем бронирования. Мы же в техническом смысле совершенно автономны: у нас собственная команда разработчиков.

Авиакомпании мечтают о лишних пассажирах

В Министерстве транспорта разработали и опубликовали законопроект о внедрении овербукинга. Документ будет проходить общественное обсуждение. Речь идет об официальном разрешении авиакомпаниям продавать билетов больше, чем мест в салоне самолета. Некоторые из перевозчиков уверяют, что как минимум 10 процентов пассажиров по разным причинам не появляются на борту. В случае возврата билета времени на его повторную реализацию бывает недостаточно. По предварительным данным, подобная схема, уже успешно работающая за рубежом, может обеспечить компаниям до 7 процентов дополнительной выручки. Предполагается, что «лишние» пассажиры не останутся в обиде – им предложат денежную компенсацию, скидки на последующий рейс или же место в бизнес-классе другого самолета. Разговор о подобной схеме поднимается уже давно, но перейти к более решительным мерам Минтранс подтолкнула экономическая ситуация, вследствие которой авиакомпании потеряли часть пассажиров как на внутренних, так и на зарубежных направлениях. Впрочем, некоторые авиакомпании не считают инициативу удачной из-за специфики российских условий: не всегда возможно предоставить альтернативу пассажиру из-за небольшого количества рейсов, сложных транзитных маршрутов.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности