Новогодние каникулы для светского человека – шанс остановиться, передохнуть и взглянуть на свою жизнь со стороны. Для православного это – время Рождественского поста. Время ограничений и молитв, ожидания одного из самых светлых дней – Рождества Христова.
Жизнь вне времени
Каким был прошлый год? И каким был я сам все эти 12 месяцев? Что я буду помнить о 2012-м: выходку Pussy Riot в храме Христа Спасителя или Олимпиаду в Лондоне? И чего было больше в прошлом году – поездок за границу, болтовни с приятелями в кофейнях, покупок очередной модели мобильного телефона? Или все-таки – любви, силы и воли?
Своими размышлениями и впечатлениями о том, какой была наша с вами жизнь в прошлом году, и о том, что может стать поддержкой и духовным стержнем для будущего, делится митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.
– Как вы относитесь к обычаю подводить итоги года?
Время – это дар Божий. Оно является нашим хронографом. Эталоном всех дел, явлений, помыслов и планов. Только время может сказать, насколько мы полезны для себя лично, для общества, для Господа. Время раскрывает причину полезности и бесполезности бытия человеческого. Оно заключается в рамки года, месяца, дня. Такой отрезок времени – и прошедший год, и новый, входящий в свои права, – является для нас особым импульсивным призывом к анализу уходящего и планированию будущего. Благодаря этому мы можем осознать ошибки, которые совершили, и понять, какие планы не выполнили.
– Наверняка у церкви – особенное отношение ко времени?
– Да, это так. Церковь живет по календарю, то есть во времени. Но она же существует и НАД временем. И даже ВНЕ времени. Иными словами, время для церкви является орудием, эталоном и мерилом в главном ее действе – поиске и обретении дороги в царство Божие. В стремлении к жизни вечной и в практическом установлении неких правил и истин, помогающих роду человеческому найти правильную дорогу.
Кто я, куда иду?
– То, что происходит в мире, порой внушает чувство отчаяния…
– Да, многие обрекают себя на бесполезное бытие. Тратят свою жизнь на сомнительные удовольствия, обогащение. Мы, к сожалению, видим немало примеров растления, когда в человеке уничтожается все человеческое и Божье.
Но именно эти процессы современной жизни вооружают верующих людей особенным чувством обороны. И происходит оно за счет преданности Господу.
И внутри самой церкви, в среде верующих людей господствуют мир и любовь. Набирает силы борьба за спасение души, за сохранение морали и нравственности.
Если подводить итог ушедшего года и начала приходящего, можно прямо сказать: все, что делали верующие от времен Христа и по сей день, продолжает совершаться со всем старанием. И это никогда не прекратится.
– Однако что же самому человеку важно уяснить, провожая старый год? О чем, самом важном, спросить самого себя?
– Наверное, здесь важно самое простое человеческое восприятие самого себя. Кто я, куда иду, какое мое призвание? Что мне нужно и полезно? К сожалению, многие наши соотечественники находятся в неведении и в невежестве, устремляя свои помыслы к сиюминутным удовольствиям. В разных сферах своего быта, жизни. К сожалению, людей захватывает золотой телец. Погоня за тем, чтобы любыми средствами заработать как можно больше денег и тут же истратить их на пустые, сжигающие жизнь человеческую удовольствия. Это приводит к тому, что люди забывают о своих детях, о родителях, о Родине, о законопослушании. Забывают о своем призвании быть братом, другом, помощником своим близким.
– Но, видимо, это признак времени, который к чему-то приведет и что-то оставит после себя?
Превеликое множество людей носят в своем сердце стремление быть лучше. Устроить свой быт благороднее. Жить жертвенно – для своих детей, внуков, родителей, других людей. Таких людей много среди учителей, врачей, священников. Это могут быть совсем простые люди, главное, чтобы в душе у них было добро. Без этого невозможно оставить на земле определенный след. И без таких людей и их стремления сделать жизнь лучше действительно бы наступил конец света.
Конечно, всем нужно быть бережнее – и к самим себе, и к своим родным и близким. С большим трепетом относиться к деткам и к молодым людям. Мы обязаны взять на себя труд и заботу о земном шаре. Подумать об экологии нравственности семейного быта. Ведь еще один печальный итог ушедшего года – то, что грех развода, распада семьи проявил себя очень серьезно. Этому злу необходимо поставить какой-то порог.
– Кто-то в состоянии это сделать?
– Это могут сделать только любящие люди, муж и жена. Но если между ними будет объединяющая сила Христовой веры. Там, где этого нет, у детей не может быть счастливого детства. А у семьи – счастливого супружества.
Каждый из нас обязан думать о вечности. И переводить эти мысли в свою повседневность. Сейчас много людей гибнет в авариях на дорогах. Я призвал бы всех красноярцев (ведь почти у каждого есть машина) крепко задуматься о своей безопасности. Жизнь дается один раз, и так халатно к ней нельзя относиться. Классическое выражение – человек после себя должен оставить сына, дерево и дом – действительно великолепно и жизнеутверждающе.
– Вы сейчас говорите о том трудноуловимом, из чего складывается ощущение счастья?
Поиски оптимальных условий для каждого зависят от трудолюбия человеческого, от порядочности. Счастье не бывает сиюминутным. Это очень важно понимать. Счастье требует постоянного труда и усилий, без этого его сложно и принять, и воплотить.
Святость места
– В прошлом году Красноярск посетили значимые для православных святыни – пояс Пресвятой Богородицы, мощи святых. Каждый раз к ним выстраивались огромные очереди верующих, порой они перегораживали центр города. Но, скажите, так ли уж велика разница, где именно человек возносит свои молитвы, например, Богородице? Так ли уж необходимо присутствие мощей?
– Абсолютно никакой разницы нет: хоть в поле молись, хоть под камнем. Но должна быть святость места, где это происходит. А присутствие мощей необходимо для того, чтобы представить миру свидетельство об истинности нашей веры.
Историческая правда, зафиксированная во времени, проявляется через святыни. Это свидетельство того, что мы верим не в миф, не в легенду, что Бог открыл и открывает себя миру. И что мир зависит от Бога.
Важна и благословляющая сила святынь. Она помогает человеку укрепиться в вере, найти дорогу к самому себе. Помогает в духовной борьбе с темными силами, которые присутствуют в жизни и стараются нас уничтожить духовно. И самое главное, что в этом скрывается, – установка в душе человека при помощи святынь некоего стержня. Духовного мужества, решимости жить и осуществлять свое призвание здесь, на земле, в своей вере. Это очень важная скрытая поддержка собственного величия для самого себя. И призыв к служению людям с высоты величия своей души. Вот для чего нам нужны святыни.
– А ведь эта поддержка на самом деле необходима. Происходит много такого, что смущает душу человека. И даже заставляет усомниться, существует ли Господь, если он допускает такое. Это страшные болезни и смерть совсем маленьких детей. Когда смерть отнимает родных и близких, многие начинают роптать и сомневаться.
– Действительно, многие спрашивают – где же Бог, когда на Земле творится такое зло? Как он допускает то, что происходит сейчас в мире? И такие вопросы будут задавать всегда. Но те, кто так восклицает, забывают о самом простом. О том, что не нужно грешить. Ведь болезни – это следствие страстей человеческих. И они складываются в целое явление для всего населения Земли из индивидуальных, субъективных грехов человеческих. Ведь первые люди после сотворения мира не знали болезней.
– Но ведь так страшно болеют и совсем маленькие дети – они-то ведь точно не грешили.
– Возможно, причина этих трагедий относится не к самому человечку и даже не к его семье. А ко всем людям, живущим на Земле. И предъявлять претензии нужно не к Богу, а к обществу. Оно разработало технологии, которые уничтожают все, что могло бы дарить здоровье человеку.
Стремление жить лучше и проще заставило создать атомные электростанции. Идея – хороша, и я сам являюсь ее сторонником. Но мы видим, как в Японии случилось землетрясение, и вся радиация обрушилась в океан. Причин, почему люди – в том числе и совсем крошечные детки – болеют все чаще, очень много. Но в первую очередь мы обращаем свое недоумение к Богу. Хотя это священный эгоизм, когда мать или отец спрашивают, почему ушел ребенок или любимый человек.
– Возможно ли в чем-то найти успокоение в таком случае?
– Утешиться можно знанием о вечной жизни. Ведь наше бытие конечно. Это мы должны понимать, но не страшиться. Когда наше тело прекратит существование, душа уйдет к Создателю. Поэтому истинное утешение для верующих – то, что Господь в вечную жизнь таковых принимает. Конечно, никуда не годится, когда умирают совсем маленькие детки. Однако они отправляются к ангелам и в мир святых – и помогают сохранять жизнь на Земле.
Каждому воздастся?
– Смущает и другое – случаи коррупции, воровства, то, что некоторым преступникам удается избежать наказания за счет своих высоких связей. Сколько было аварий с участием золотой молодежи – и сколько раз они отделались легким испугом. Но как же принцип «каждому воздастся по грехам его»?
– Казнокрадство встречается во всем мире. Но в нашей стране оно достигло вопиющего размаха, во всех государственных структурах, от крупных до мелких. XX веком мы приучены к рабскому состоянию духа. Целое столетие в нашей стране не было христианской жизни. Поэтому многие по привычке идут, движимые не собственными убеждениями, а политическими силами. Но это рудимент, который неизбежно должен отмереть.
Для того чтобы коррупции и других злоупотреблений не было, и Господа не нужно призывать. Общество должно противостоять коррупции. Но люди, к сожалению, очень инертны в этом отношении. Мы не ведем борьбы, поэтому эти воры вольготно себя и чувствуют. Но в вечности их путь – ад и погибель. Ибо сказано: «Смерть грешника люта».
– К сожалению, много случилось за прошлый год и такого, что ввело в искушение и верующих: скандал вокруг PussyRiot, пьяный священник, который стал причиной аварии.
– Что касается произошедшего в храме Христа Спасителя – это прямой призыв к внимательному исследованию и оценке своей совести каждому. Дьявол всегда будет нападать. И если такое случается, значит, мы находимся на правильном пути. Такого шума эти девушки не стоили. Это политическое дело, на мой взгляд.
Церковь – это народ. А ведь он состоит не из святых, а из грешников. Есть стереотип, что церковь должна только, сложив руки, восклицать: «Господи, аллилуйя». Но это означает отдаленность Бога от реальной жизни. Однако церковь должна быть в гуще народной жизни со всеми ее проявлениями. Только так она сможет исправлять грех и недостатки. К сожалению, и среди священников встречаются волки в овечьей шкуре. Такие поступки, как та злополучная авария, способны – в переносном смысле – ограбить церковь. Дискредитировать ее в глазах верующих. И такие священники должны быть наказаны. И над ними будет суд Божий.
– Но при этом многие священники живут в настоящем жертвенном служении.
– Таких пастырей десятки тысяч по великой российской земле. Вот кто служит Богу вместе со своими семьями. Однако о них очень мало говорится. А ведь тысячи и тысячи человек приходят в веру и спасаются. И в самой церкви, и в мирской жизни появляется все больше добрых сил.
Если у нас есть начальствующие над нами грешники, мы сами это позволяем, вот что страшно. Конечно, не такие люди должны становиться предводителями народных масс. А такие, как Минин и Пожарский. Те, кто действительно имеет чистоту и проявляет высокую жертвенность в отношении своей страны. Сейчас смешалось все – и доброе, и злое. Но есть сейчас в стране разумные, морально чистые люди. Их все больше.
– Нынешний год только начинается. С какими мыслями, на ваш взгляд, нужно входить в него?
Если мы остались живы и здоровы, значит, Господь дает время для исправления наших ошибок, для того, чтобы повернуть жизнь в новое русло. Для осуществления лучших планов, которые помогли бы нам проявить себя творением Божьим и оставить на земле хороший след.
СПРАВКА
Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон
Родился 14 декабря 1955 года в деревне Грибаны (Белоруссия).
С 1976 года, после окончания сельскохозяйственного техникума, работал и одновременно учился на заочном отделении Кубанского сельскохозяйственного института.
В 1980 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Затем – в Московскую духовную академию.
В 1985 году рукоположен во иерея.
В 1987 году был пострижен в монашество.
В 1993 году стал епископом Балтийским. Затем – епископом Майкопским и Адыгейским.
В октябре 2011 года возведен в сан митрополита Красноярского и Ачинского.