Счетная палата края: дороги, которые мы проверяем

Счетная палата края: дороги, которые мы проверяем

С наступлением тепла в нашем регионе стартует очередной сезон дорожно-ремонтных работ. Чего нам стоит ожидать? И как скоро дороги станут не проблемой, а важным фактором для развития региональной и муниципальной экономик? Об этом сегодня разговариваем с аудитором Счетной палаты Красноярского края Яной БЕЛЬСКОЙ.

– Яна Владимировна, как Счетная палата края оценивает сегодняшнюю ситуацию в дорожной отрасли?

– За последние несколько лет объем средств, направляемых на финансирование дорожных работ, значительно увеличился, что неразрывно связано с реализацией такого масштабного национального проекта, как «Безопасные и качественные дороги».

Но деньги и, как следствие, результат от их использования – это не всегда два звена одной цепочки. В качестве эффекта мы должны получить повышение качества жизни населения, в том числе за счет улучшения состояния автомобильных дорог, сокращения перегруженных и аварийно опасных участков, снижения смертности от ДТП.

К сожалению, на сегодняшний день говорить о существенных сдвигах в этом направлении не приходится. Мы видим, что в основном средства направляются на содержание автотрасс, при этом темп износа дорожного покрытия все еще опережает темпы ремонтных работ.

Есть вопросы и к проведению диагностики автодорог, поскольку отдельные участки еще просто не обследованы, а это напрямую влияет на принятие решений по расстановке приоритетов – где, что и когда необходимо сделать в первую очередь.

Кроме того, отсутствие технического учета и паспортизации дорог приводит к нарушениям и, как следствие, неправомерному использованию бюджетных средств. Отсутствует единый подход к распределению средств по муниципалитетам. Например, расходы на содержание краевых дорог в селе Богучаны, где в сутки проезжает менее пяти тысяч автомобилей, превышают норматив в шесть раз, а в городах Шарыпово, Минусинск и Канск, где интенсивность значительно выше, не дотягивали и до 15 процентов от норматива.

Пока точно есть над чем работать, и главное – это выстроить эффективную и прозрачную систему, которая позволит обеспечить увязку каждого вложенного рубля с конечным результатом.

– Так обстоят дела с краевыми трассами. А что происходит с муниципальными дорогами?

– Проблемы на самом деле везде одинаковые. И тут нет ничего нового – денег не хватает, вследствие чего также нормативы затрат на ремонт и содержание автодорог не обеспечиваются, отсутствует учет и диагностика.

Недостаточность финансирования – это простой аргумент. Счетная палата же постоянно говорит об эффективном расходовании каждого бюджетного рубля.

Более половины всех автомобильных дорог, расположенных на территории нашего края, являются дорогами местного значения. Территориям, бесспорно, нужно помогать, ведь дороги – это один из наиболее важных элементов стимулирования социально-экономического развития, а транспортная доступность в первую очередь позволяет удовлетворить жизненные потребностей населения.

– В прошлом году вы также проверили краевое предприятие «КрайДЭО», которое является крупнейшей дорожно-эксплуатационной организацией региона. Какие основные нарушения были выявлены Счетной палатой?

– Самое обескураживающее, на что мы обратили внимание, – это тот факт, что при ухудшении финансового положения предприятия в течение последних трех лет, при нехватке собственных оборотных средств и в условиях высокой долговой и кредитной нагрузок обществом приобреталось имущество в отсутствие потребности или обладающее избыточными потребительскими свойствами, а советом директоров принимались решения о выплатах премий руководителям.

Нами установлены недостатки и нарушения при планировании деятельности акционерного общества, управлении акциями предприятия и его имуществом, а также при расходовании средств, в том числе при исполнении инвестиционной программы.

– С учетом ваших законченных проверок и проведенного анализа, как Счетная палата края оценивает перспективы развития региональной дорожной отрасли?

– В ближайшие три года из краевого бюджета на дорожную отрасль планируется направить свыше 65 млрд рублей. По нашему мнению, при существующих подходах кардинальных изменений качества краевых дорог не предвидится. Это подтверждается и прогнозами министерства транспорта края, согласно которым к 2030 году в нормативном состоянии будут находиться чуть более 73 процентов краевых автодорог, что всего на полтора процентных пункта выше показателя 2016 года.

Одной из основных задач должно стать снижение темпов износа дорожного покрытия, решаемое, в том числе, посредством надлежащего выполнения работ по содержанию автодорог. При этом приоритет должен отдаваться ремонтным работам, а не, например, устройству газонов.

На протяжении последних лет в нашем регионе осуществляется поэтапный переход к формированию расходов на содержание автодорог в размере 100 процентов от норматива. Так, в 2020 году на эти цели предусматривалось 50 процентов от норматива с последующим достижением к 2025 году полного финансирования. Однако фактически на содержание краевых дорог выделялось в полтора-два раза меньше средств. В настоящее время переход на стопроцентное нормативное содержание краевых дорог перенесен на 2027 год. Однако и это принципиально ситуацию не изменит, поскольку сам норматив уже давно требует пересмотра в сторону увеличения.

Так что пока тенденции в дорожной отрасли сохраняются: на содержание федеральных автомагистралей из федерального бюджета направляется в четыре с лишним раза больше средств, чем на содержание краевых трасс из краевого бюджета. В свою очередь, расходы на местные дороги, как правило, не превышают и половины краевого объема финансирования.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного