Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского края в результате проверок системы краевых образовательных учреждений. На эту непростую тему беседуем сегодня с аудитором Счетной палаты Ларисой ТИТОВОЙ.
– В последнее время Счетная палата края проводила проверки краевых учебных заведений сразу по нескольким направлениям. Какие учреждения стали объектами внимания аудиторов, и к каким выводам вы пришли?
– Счетная палата края, действительно, проверила Красноярский базовый медицинский колледж имени В. М. Крутовского, организации среднего профессионального образования в сельских территориях, а также краевые специальные учебные заведения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сейчас одной из главных проблем краевых образовательных учреждений является дефицит педагогических работников. В некоторых профессиональных учебных заведениях штат преподавателей укомплектован на треть, высок процент внешнего и внутреннего совместительства. Такую ситуацию мы увидели, в частности, в медицинском колледже имени В. М. Крутовского, где одной из причин нехватки педагогов является размер зарплаты. Ее уровень почти вдвое ниже, чем у врачей в краевых поликлиниках и больницах.
– Лариса Леонидовна, что вы можете сказать о востребованности среднего профессионального образования в крае? Практика показывает, что сейчас колледжи и техникумы популярны у юных красноярцев и их родителей?
– Да, мы тоже видим интерес школьников к среднему профобразованию.
В продолжение разговора про медколледж могу сказать, что конкурс на бюджетное место там довольно серьезный и составляет 3,2 человека на место, на внебюджет – 8 человек на место. При этом средний балл аттестатов поступающих абитуриентов тоже высокий – больше четырех.
Специальности среднего медицинского персонала сейчас пользуются большим спросом у выпускников школ. И мы видим, что и необходимость в таких профессиях в регионе тоже существует – краевой системе здравоохранения не хватает более двух тысяч фельдшеров и медицинских сестер.
Поэтому 90 % выпускников красноярского медицинского колледжа в течение первого года обычно трудоустраиваются по полученной специальности, а остальные продолжают учиться в вузах.
– С медколледжем, который находится в краевом центре, ситуация понятна. А что сейчас происходит с профобразованием на селе?
– Там проблем больше, и у них своя специфика. Отмечу, что рабочая группа Счетной палаты выезжала в город Канск, а также Тасеевский, Нижнеингашский, Рыбинский и Саянский районы, где находятся техникумы и их филиалы в сельских территориях края.
Проверка показала, что за пять лет на селе стало меньше как учреждений профессионального образования, так и программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих, преподаваемых в них. Кроме того, уменьшилась численность обучающихся детей и количество осваиваемых ими профессий.
Также мы увидели, что в учебных учреждениях не хватает педагогических работников соответствующей квалификации, материально-техническая база устарела, а заказа на подготовку кадров со стороны работодателей и муниципалитета практически не поступает.
Одновременно с этим мы обратили внимание на то, что образовательные организации в сельской местности обеспечивают занятость молодежи и во многом выполняют функцию социальной поддержки детей из малообеспеченных семей. При проживании в общежитии для них организовано питание и выплачивается ежемесячная социальная стипендия.
Немаловажно и то, что на селе 60 % студентов колледжей и техникумов получают профессии, связанные с агропромышленным комплексом, например, учатся на тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства.
Учитывая все эти обстоятельства, Счетная палата края считает, что на селе необходимо сохранять профессиональное образование, даже если в учреждениях учится меньше ста человек. Эти образовательные организации являются неотъемлемой частью социальной инфраструктуры и обеспечивают территориальную доступность профессионального образования для сельчан.
– Как вы оцениваете положение дел в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья?
– В нашем крае из 38 тысяч детей с ОВЗ пять с половиной тысяч человек обучаются в краевых специальных школах по адаптированным общеобразовательным программам. Ситуация с их выпуском и трудоустройством в целом выглядит благополучно. Больше половины выпускников спецшкол продолжают учиться в колледжах и техникумах на квалифицированных рабочих, а некоторым, если им позволяет здоровье, удается найти работу.
Однако и в этих образовательных организациях во время проверки Счетная палата края выявила нехватку педагогических сотрудников. К тому же четверть из работающих преподавателей – это люди старшего возраста. Также мы отметили дефицит учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов и тьюторов.
– Как результаты проверок Счетной палаты края могут повлиять на ситуацию и мотивировать законодательную и исполнительную власть принять необходимые меры?
– По закону все отчеты по проведенным контрольным мероприятиям, а также предложения по изменению ситуации Счетная палата края направляет депутатам Законодательного собрания края, правительству края и профильным министрам.
Так, например, мы предложили рассмотреть возможность строительства дополнительного учебного корпуса и общежития для учащихся Красноярского базового медицинского колледжа имени В. М. Крутовского и пересмотреть подходы к оплате труда педагогических работников учреждений в сфере здравоохранения. В настоящее время реализация этих и других предложений продолжает оставаться на контроле Счетной палаты Красноярского края.