Рекордный для Красноярского края бюджет в один триллион рублей на ближайшие три года утвержден. Счетная палата края обратила внимание на заложенные в документе экономические риски и призвала к проведению более эффективной бюджетной политики. Об этом и не только беседуем сегодня с заместителем председателя Счетной палаты края Виктором АСТРАХАНЦЕВЫМ.
– Виктор Сергеевич, в крае принят главный финансовый документ региона на следующий год. Между первым и вторым чтениями проекта краевого бюджета прошли традиционные публичные слушания, на которых Счетная палата края представила экспертное заключение на законопроект. Как вы оцениваете документ, по которому наш край будет жить в ближайшее время?
– Со сдержанным оптимизмом, скажем так. Счетная палата края по результатам проведенной финансово-экономической экспертизы отметила, что необходимо внимательно отнестись к двум принципиально важным аспектам нашего поведения в условиях присутствующих рисков, связанных с особенностями переживаемого этапа.
Во-первых, у экспортноориентированных компаний, составляющих основу нашей бюджетной стабильности, как возможны, так и уже проявились проблемы, обусловленные ожидаемым снижением активности мировой экономики, укреплением национальной валюты, нарушенной транспортной логистикой, а также иными рисками, продиктованными внешнеполитической ситуацией.
Во-вторых, мы считаем, что при прогнозном росте дефицита и долговой нагрузки в ближайшей перспективе предпочтительно проводить взвешенную бюджетную политику – придерживаться более консервативного подхода в закладывании новых инициативных бюджетных расходных обязательств и принимать исчерпывающие меры по выполнению собственных полномочий.
Также мы обратили внимание на состояние системы стратегического планирования, которая не в полной мере отвечает законодательно установленному принципу сбалансированности, имеет место несогласованность приоритетов развития края в документах, разрабатываемых в рамках целеполагания и прогнозирования, а также несинхронизированность основных параметров госпрограмм края с прогнозом социально-экономического развития.
При этом Счетная палата края отмечает, что, несмотря на риски с обеспечением сбалансированности бюджета, которые связаны с текущей внешнеполитической ситуацией, а также с изменениями налогового законодательства для субъектов, на территории которых осуществляют свою деятельность консолидированные группы налогоплательщиков, краевой бюджет, благодаря заложенным в нем механизмам для поддержания ритмичности исполнения и обеспечения текущей ликвидности, обладает значительным запасом прочности.
– В конце года принято подводить итоги. Как вы оцениваете работу Счетной палаты края?
– Думаю, не совсем корректно будет выставлять самим себе оценки, поскольку мы являемся органом парламентского контроля, и в этом смысле конечное слово остается за учредителем в лице Законодательного собрания края.
Но могу сообщить, что в уходящем году усилиями наших аудиторских направлений проведено и находятся в стадии завершения более 70 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, включая внешние проверки годовой отчетности главных администраторов бюджетных средств и годового отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Сейчас идет окончательное подведение итогов, но уже можно сказать, что по результатам наших проверок в этом году выявлено несколько сотен нарушений на общую сумму свыше шести миллиардов рублей. Основной объем нарушений, как правило, устанавливается при формировании и исполнении бюджетов, ведении бухгалтерского учета и составления бюджетной отчетности, осуществлении закупок.
Безусловно, в случае выявленных нарушений всем объектам контроля направляются представления, при необходимости возбуждаются дела об административных правонарушениях, виновные лица привлекаются к ответственности, а средства, использованные с нарушением законодательства, возвращаются в бюджеты всех уровней.
Также Счетная палата края, кроме проекта краевого бюджета, проводит финансово-экономическую экспертизу краевых законопроектов, государственных программ края и вносимых в них изменений.
По итогам экспертиз в органы исполнительной и законодательной власти направляются замечания и предложения, наибольшее количество из которых связано с совершенствованием нормативно-правовой базы и совершенствованием системы управления в различных сферах. Как правило, предложения Счетной палаты края полностью или частично учитываются в дальнейшей работе.
– Виктор Сергеевич, какие тенденции по результатам деятельности Счетной палаты вы можете отметить? Может быть, нарушений в последние годы стало больше или изменился их характер?
– Что касается непосредственно работы Счетной палаты края, то могу сказать, что имеет место постепенный рост показателей количества контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Это свидетельствует о росте напряженности планов, формируемых в основном на основании предложений Законодательного собрания края и губернатора края.
В динамике количество объектов контроля и сегментарный охват основных его направлений распределяется между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, краевыми государственными и муниципальными учреждениями и прочими организациями. Основной удельный вес приходится на первые две позиции из числа перечисленных.
Также начиная с прошлого года мы наблюдаем тенденцию, когда при снижении общего количества выявленных нарушений суммарный объем нарушений увеличивается в несколько раз. Существенные размеры их связаны в том числе и с нецелевым использованием бюджетных средств.
– Какие проверки запланированы у Счетной палаты края на следующий год?
– План работы Счетной палаты края на 2023 год утвержден и опубликован на нашем официальном сайте. Документ сформирован из предложений Законодательного собрания края и губернатора края. Также в числе оснований для включения в план учтено законодательство о бюджетном процессе, соглашение с прокуратурой Красноярского края и иные полномочия Счетной палаты края.
В следующем году мы планируем использовать комплексный подход при проверке эффективности использования бюджетных средств, направляемых на социально-экономическое развитие муниципальных образований края, включающий в себя не только проверку деятельности органов местного самоуправления, но и органов исполнительной власти края в соответствии с их полномочиями. В план включен ряд мероприятий в отношении Эвенкийского и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципальных районов.
Проверку использования межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету города Красноярска, планируется провести параллельно с контрольно-счетной палатой города Красноярска.
Также приоритетами нашей контрольной и экспертной деятельности остаются контроль за эффективностью и законностью использования бюджетных средств в сферах жилищно-коммунального и сельского хозяйства, здравоохранения и образования, культуры и спорта, экологии и транспорта, а также обеспечения жителей края жильем.
В заключение хочу сказать, что на протяжении всей своей деятельности Счетная палата края в первую очередь остается сосредоточенной на определении рисков или системных ошибок, возникающих в силу различных обстоятельств в деятельности органов власти края всех уровней и организаций с целью их предупреждения и устранения. Мы убеждены, что именно такой превентивный подход также способствует более эффективному использованию бюджетных средств и государственного имущества.