Счетная палата края: необходимо придерживаться более эффективной бюджетной политики

Счетная палата края: необходимо придерживаться более эффективной бюджетной политики
Фото Андрея Бурмистрова

Рекордный для Красноярского края бюджет в один триллион рублей на ближайшие три года утвержден. Счетная палата края обратила внимание на заложенные в документе экономические риски и призвала к проведению более эффективной бюджетной политики. Об этом и не только беседуем сегодня с заместителем председателя Счетной палаты края Виктором АСТРАХАНЦЕВЫМ.

– Виктор Сергеевич, в крае принят главный финансовый документ региона на следующий год. Между первым и вторым чтениями проекта краевого бюджета прошли традиционные публичные слушания, на которых Счетная палата края представила экспертное заключение на законопроект. Как вы оцениваете документ, по которому наш край будет жить в ближайшее время?

– Со сдержанным оптимизмом, скажем так. Счетная палата края по результатам проведенной финансово-экономической экспертизы отметила, что необходимо внимательно отнестись к двум принципиально важным аспектам нашего поведения в условиях присутствующих рисков, связанных с особенностями переживаемого этапа.

Во-первых, у экспортноориентированных компаний, составляющих основу нашей бюджетной стабильности, как возможны, так и уже проявились проблемы, обусловленные ожидаемым снижением активности мировой экономики, укреплением национальной валюты, нарушенной транспортной логистикой, а также иными рисками, продиктованными внешнеполитической ситуацией.

Во-вторых, мы считаем, что при прогнозном росте дефицита и долговой нагрузки в ближайшей перспективе предпочтительно проводить взвешенную бюджетную политику – придерживаться более консервативного подхода в закладывании новых инициативных бюджетных расходных обязательств и принимать исчерпывающие меры по выполнению собственных полномочий.

Также мы обратили внимание на состояние системы стратегического планирования, которая не в полной мере отвечает законодательно установленному принципу сбалансированности, имеет место несогласованность приоритетов развития края в документах, разрабатываемых в рамках целеполагания и прогнозирования, а также несинхронизированность основных параметров госпрограмм края с прогнозом социально-экономического развития.

При этом Счетная палата края отмечает, что, несмотря на риски с обеспечением сбалансированности бюджета, которые связаны с текущей внешнеполитической ситуацией, а также с изменениями налогового законодательства для субъектов, на территории которых осуществляют свою деятельность консолидированные группы налогоплательщиков, краевой бюджет, благодаря заложенным в нем механизмам для поддержания ритмичности исполнения и обеспечения текущей ликвидности, обладает значительным запасом прочности.

– В конце года принято подводить итоги. Как вы оцениваете работу Счетной палаты края?

– Думаю, не совсем корректно будет выставлять самим себе оценки, поскольку мы являемся органом парламентского контроля, и в этом смысле конечное слово остается за учредителем в лице Законодательного собрания края.

Но могу сообщить, что в уходящем году усилиями наших аудиторских направлений проведено и находятся в стадии завершения более 70 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, включая внешние проверки годовой отчетности главных администраторов бюджетных средств и годового отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Сейчас идет окончательное подведение итогов, но уже можно сказать, что по результатам наших проверок в этом году выявлено несколько сотен нарушений на общую сумму свыше шести миллиардов рублей. Основной объем нарушений, как правило, устанавливается при формировании и исполнении бюджетов, ведении бухгалтерского учета и составления бюджетной отчетности, осуществлении закупок.

Безусловно, в случае выявленных нарушений всем объектам контроля направляются представления, при необходимости возбуждаются дела об административных правонарушениях, виновные лица привлекаются к ответственности, а средства, использованные с нарушением законодательства, возвращаются в бюджеты всех уровней.

Также Счетная палата края, кроме проекта краевого бюджета, проводит финансово-экономическую экспертизу краевых законопроектов, государственных программ края и вносимых в них изменений.

По итогам экспертиз в органы исполнительной и законодательной власти направляются замечания и предложения, наибольшее количество из которых связано с совершенствованием нормативно-правовой базы и совершенствованием системы управления в различных сферах. Как правило, предложения Счетной палаты края полностью или частично учитываются в дальнейшей работе.

– Виктор Сергеевич, какие тенденции по результатам деятельности Счетной палаты вы можете отметить? Может быть, нарушений в последние годы стало больше или изменился их характер?

– Что касается непосредственно работы Счетной палаты края, то могу сказать, что имеет место постепенный рост показателей количества контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Это свидетельствует о росте напряженности планов, формируемых в основном на основании предложений Законодательного собрания края и губернатора края.

В динамике количество объектов контроля и сегментарный охват основных его направлений распределяется между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, краевыми государственными и муниципальными учреждениями и прочими организациями. Основной удельный вес приходится на первые две позиции из числа перечисленных.

Также начиная с прошлого года мы наблюдаем тенденцию, когда при снижении общего количества выявленных нарушений суммарный объем нарушений увеличивается в несколько раз. Существенные размеры их связаны в том числе и с нецелевым использованием бюджетных средств.

– Какие проверки запланированы у Счетной палаты края на следующий год?

– План работы Счетной палаты края на 2023 год утвержден и опубликован на нашем официальном сайте. Документ сформирован из предложений Законодательного собрания края и губернатора края. Также в числе оснований для включения в план учтено законодательство о бюджетном процессе, соглашение с прокуратурой Красноярского края и иные полномочия Счетной палаты края.

В следующем году мы планируем использовать комплексный подход при проверке эффективности использования бюджетных средств, направляемых на социально-экономическое развитие муниципальных образований края, включающий в себя не только проверку деятельности органов местного самоуправления, но и органов исполнительной власти края в соответствии с их полномочиями. В план включен ряд мероприятий в отношении Эвенкийского и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципальных районов.

Проверку использования межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету города Красноярска, планируется провести параллельно с контрольно-счетной палатой города Красноярска.

Также приоритетами нашей контрольной и экспертной деятельности остаются контроль за эффективностью и законностью использования бюджетных средств в сферах жилищно-коммунального и сельского хозяйства, здравоохранения и образования, культуры и спорта, экологии и транспорта, а также обеспечения жителей края жильем.

В заключение хочу сказать, что на протяжении всей своей деятельности Счетная палата края в первую очередь остается сосредоточенной на определении рисков или системных ошибок, возникающих в силу различных обстоятельств в деятельности органов власти края всех уровней и организаций с целью их предупреждения и устранения. Мы убеждены, что именно такой превентивный подход также способствует более эффективному использованию бюджетных средств и государственного имущества.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности