Свыше 900 нарушений на сумму более трех миллиардов рублей выявила Счетная палата Красноярского края в ходе проверок в прошлом году. Такие цифры были представлены депутатам бюджетного комитета Законодательного собрания края. Сегодня об основных итогах годовой работы аудиторов беседуем с временно исполняющим полномочия председателя Счетной палаты Виктором Астраханцевым.
– Виктор Сергеевич, как вы в целом оцениваете результаты работы Счетной палаты за прошлый год?
– Направления нашей деятельности остаются неизменными и установлены правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края. Из них следует, что мы являемся основным органом парламентского и губернаторского контроля в сфере краевых финансов и управления государственной собственностью края.
Соответственно и план работы контрольного органа каждый год формируется из предложений губернатора края, Законодательного собрания края, а также обязательных мероприятий, предписанных бюджетным законодательством. В их число входят контроль за исполнением краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования, экспертиза проектов краевых законов и государственных программ.
В прошлом году Счетная палата края провела 70 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, по итогам которых выявила свыше 900 фактов нарушений и недостатков на сумму более трех миллиардов рублей. Основными объектами проверок были органы краевой власти и местного самоуправления, краевые государственные и муниципальные учреждения.
Чаще всего нарушения допускались при формировании и исполнении бюджетов, ведении бухгалтерского учета и составлении бюджетной отчетности, а также проведении закупок.
По результатам проверок аудиторы Счетной палаты возбудили 22 дела об административных правонарушениях, совершенных в финансово-бюджетной сфере. Две трети из них уже рассмотрены в судах, виновные получили наказания в виде предупреждений и штрафов. К административной и дисциплинарной ответственности было привлечено 30 должностных и юридических лиц. Кроме того, по итогам проверок мы направили 21 материал в прокуратуру и правоохранительные органы, в результате чего были внесены представления и возбуждено уголовное дело.

Фото: Олег Кузьмин
Хочу заметить, что достижение обозначенных показателей не является нашей самоцелью. Свою миссию мы рассматриваем прежде всего с точки зрения влияния на повышение качества управления публичными ресурсами края в интересах его жителей. Более того, Счетная палата стремится зарекомендовать себя и как авторитетный аналитический и экспертный элемент системы госуправления.
– Понятно, что расходование бюджетных денег в любой сфере является важным и ответственным делом, но какие наиболее значимые или показательные проверки вы могли бы выделить?
– Общая тематика проведенных Счетной палатой края контрольных и экспертно-аналитических мероприятий была весьма разнообразна и включала в себя наиболее актуальные проблемы, непосредственно касающиеся благополучия жителей края.
К их числу можно отнести проверки, которые привлекли особое внимание депутатов краевого парламента, а также руководителей профильных министерств и ведомств. Их мы ставим в известность по раскрытым фактам и обстоятельствам недостаточно эффективно организованных систем управления, которые приводят к тому, что бюджетные средства и имущество используются неэффективно и неправомерно.
В перечне подобных мероприятий стояли такие вопросы, как анализ деятельности исполнительной власти края в области обращения с отходами, оценка эффективности реализации в крае проектов государственно-частного партнерства, вопросы управления и распоряжения объектами культурного наследия, отреставрированными к 400-летию города Енисейска. Освещены имеющиеся проблемы в упомянутых сферах, выявлены нарушения и недостатки, сформулированы предложения по их устранению.
Отдельно хочу выделить контрольное мероприятие, посвященное теме, успешность реализации которой непосредственно могут оценить жители края. Речь о муниципальных проектах благоустройства территорий, поддержке местных инициатив и активности населения в решении данных вопросов. Об итогах этой проверки мы докладывали на разных площадках с присутствием руководителей муниципальных образований края. В выборку попало не так много районов, ресурсы у нас ограничены. Но полученные нами результаты в части негативной составляющей можно спокойно экстраполировать на другие территории. И из этого следует извлекать опыт, поскольку губернатор края и правительство намерены и дальше масштабировать эту практику.
Актуальной продолжает оставаться тема лекарственного обеспечения. Во время очередной проверки Счетная палата вскрыла достаточно серьезные и болезненные для жителей системные сбои в организации процесса лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. Ситуация обусловлена сложившимся порядком планирования в отсутствие достоверного расчета потребности в объемах лекарственных препаратов. Требует изменения в подходах и организация госзакупок.
Кроме того, проведен комплекс контрольных мероприятий в отношении крупных краевых предприятий и социальных объектов: трех предприятий дорожно-строительной отрасли, городской и районной больниц, спортивных организаций, краевой аптечной сети, центра развития коммунального комплекса, многофункционального центра.
Тематическими и комплексными проверками были охвачены 20 органов местного самоуправления с подведомственными им учреждениями.
Более подробно с результатами деятельности контрольного органа можно ознакомиться на нашем сайте spkrk.ru и в новостной ленте Законодательного собрания края. Полный отчет, а также иные материалы публикуются также в вашей уважаемой газете. И мы рассчитываем на дальнейшее сотрудничество.
– Какие еще аспекты в деятельности краевой Счетной палаты вы считаете важными?
– Хочу обратить внимание на практику проведения проверок со Счетной палатой России по тем направлениям, где участвуют средства федерального бюджета. В прошлом году состоялся аудит использования федеральных и других ресурсов, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Также в параллельном формате со Счетной палатой России был проведен аудит в сфере закупок, касающихся софинансирования капитальных вложений в объекты государственной собственности регионов.

Фото: Олег Кузьмин
Не менее значимо взаимодействие с муниципальными контрольно-счетными органами, которые вносят существенный вклад в обеспечение порядка в сфере управления публичными ресурсами местного уровня с очень хорошими результатами. Мы осуществляем координацию с ними по большому перечню вопросов.
Уместно подчеркнуть, что такая совместная деятельность контрольно-счетных органов всех уровней государственного устройства способствует формированию общей культуры обращения с общественными фондами, повышению эффективности управления государственными финансами и имуществом, развитию экономики.
Владимир Чащин, председатель комитета по бюджету, государственной собственности и защите прав граждан Законодательного собрания Красноярского края:
Счетная палата является не просто надзорным органом, а полноценным звеном бюджетного процесса. Она участвует в подготовке закона о краевом бюджете, предлагает изменения в нормативно-правовые акты, консультирует органы власти и муниципальные образования.
Работа Счетной палаты – это не только выявление ошибок, но и помощь в их предотвращении. Ее предложения находят применение в практике Законодательного собрания Красноярского края, краевого правительства и муниципальных администраций. Такие действия пусть и не всегда заметны, но играют важнейшую роль в укреплении системы государственного управления и формировании культуры прозрачности и ответственности.