Сдать любой ценой Зачем автошколам «камикадзе»?

Сдать любой ценой Зачем автошколам «камикадзе»?

Этим летом при проведении прокурорской проверки выяснилось, что каждая четвертая автошкола в Красноярске в той или иной степени нарушает правила обучения курсантов. И ладно бы, если бы дело касалось лишь формальностей. Помимо отсутствия инвентаря, несоблюдения требований лицензирования, одни из главных провинностей автошкол – низкий уровень самих преподавателей инекачественная подготовка водителей.

Многоопытные чайники

Недавно к нам в редакцию обратилась Елена Тришина из Минусинска с просьбой выразить благодарность своему инструктору вождения Василию Демьянову. «Перебрав» несколько преподавателей, она выбрала именно его. Остальные отрабатывали с Еленой часы, но толком никто не учил «заядлого чайника», как она сама себя называла. Теперь она полноправный участник дорожного движения.

Вроде бы хорошая и добрая история. Но за годы моей журналистской карьеры такой отзыв об инструкторе скорее нонсенс. Большая часть моих знакомых вспоминает о своих учителях-инструкторахс ностальгией, но без пиетета. Потому что учила и в прямом смысле била их и машины сама жизнь.

Только вдумайтесь – в каждой четвертой автошколе учат неправильно.Некоторые нарушения вызывают порою ужас. Так, выяснилось, что в одном из районов города курсанты совершали поездки без инструктора! Ну а неполное освоение программы практического вождения – это уже вполне обыденное нарушение.

Как выявил небольшой обзвон красноярских автошкол, «чуть недокататься» – это норма. По секрету нам сказали, что «если вы уверены в сдаче, в себе и своих навыках», можно покупать часы вождения для проформы. Напомним, по закону курсант должен провести за рулем не менее 50 часов.

Ситуация кажется странной. Ведь автошколы должны быть заинтересованы в том, чтобы курсанты больше «накатывали». Ведь тогда и автошкола больше заработает.

Быть может, этим учреждениям просто выгодно, чтобы курсант ушел на второй круг. К сожалению, нам не удалось выяснить, каков процент пересдач в той или иной школе. По словам юриста Дмитрия Провоторова, этот показатель мог бы стать достаточно наглядным для составления некоего неформального рейтинга школ:

– Наряду со статистикой аварийности выпускников школы процент пересдач является одним из критериев успешности, профессионализма инструкторского корпуса.

К слову, как показывает практика, большей части (почти всем) вновь пришедшим в автошколы требуется гораздо больше практики, чем формальные 50 часов. Еще весной этого года очередная проверка школ была проведена как раз по практическому профилю. Полицейским удалось выяснить, что лишь менее трети всех курсантов к концу обучения могут уверенно управлять автомобилем в городских условиях. Остальные не просто нарушали правила дорожного движения, но и частенько создавали аварийные ситуации.

Представитель красноярской ГИБДД Анна Шур говорит, что сегодняшний курс обучения сам по себе сводится к «натаскиванию» на экзамен:

– Курсантов ориентируют лишь на сдачу теории и практики, игнорируя при этом качественный процесс обучения. На территории краевого центра свою деятельность осуществляет 41 автошкола, и все они коммерческие организации, зарабатывающие на этом деньги.

Представитель Федерации автовладельцев России Егор Фролов считает, что качество обучения зависит в большей степени от преподавателей, которые непосредственно обучают практическим навыкам:

– К нам в федерацию часто приходят жалобы на то, что учебные машины нарушают правила. Например, учебный автомобиль движется по левой крайней, не собираясь при этом поворачивать, а затем резко перестраивается в средний ряд, тормозя весь поток… Ну что тут скажешь, если ученик так ездит? Значит, его так учат. Ведь курсант за рулем выполняет инструкции своего «штурмана». При этом в случае ДТП виноват будет вовсе не учитель, а ученик.

Егор Фролов также подчеркивает, что в автошколах уделяется мало внимания практическим навыкам, а именно контраварийному вождению:

– В билетах существуют соответствующие вопросы, что делать при заносе, например. Однако на практике этот прием не отрабатывается, а когда нет этой самой моторики движения, никакая теория не поможет. Вот моя жена, когда сдавала, так ее инструктор прямо в первый же день выпустил на улицы города. Без автодрома. Это неправильно, ведь неизвестно, что за ученик. Может, он и за рулем-то никогда в жизни не сидел.

Впрочем, утверждать, что все плохо и виноваты исключительно автошколы, было бы неправильно. Да, нарушений много, но борьба с нерадивыми идет. Так, в ноябре прошлого года в силу вступили изменения, предъявляющие более жесткие требования к автошколам. Вдвое увеличены часы, отведенные на вождение, полностью исключена самоподготовка. Кроме того, в правах появились новые подкатегории. Это означает, что подготовка должна стать более узконаправленной, а соответственно, более качественной.

Совсем недавно новая порция нововведений. Правда, пока школы оказались не готовы. В ГИБДД даже предупредили, что курсантам в течение месяца не стоит записываться на обучение. Именно стоклько времени нужно, чтобы полиция согласовала новые программы обучения которые должны предоставить предприниматели.

По своим правилам

Впрочем, виноваты не только автошколы. Умудренные опытом драйверы зачастую передвигаются по «своим правилам», при этом полностью уверенные в своей правоте. И они действительно правы – их так учили. Правда, было это 20 или30 лет назад, когда правила были совершенно иными.

Шур признает, что статистика аварийности свидетельствует о необходимости переподготовки водителей, в том числе доведения до них изменений в ПДД, которые достаточно часто меняются:

– Как показывает практика, водители, имеющие большой стаж вождения, не знают о недавно внесенных изменениях. Кроме того, есть категория водителей, которые, получив водительское удостоверение, многие годы не садились за руль и потеряли практические навыки, а получив доступ к управлению, теряются в сложных дорожных ситуациях. Таких автомобилистов достаточно много.

И, к слову, проверить, а так ли и тому ли учили в автошколе такого «новичка», постфактум достаточно проблематично. В ГИБДД говорят, что проверить школу, где учился вчерашний курсант, совершивший ДТП, невозможно. Официально он к категории «молодой водитель» не относится.

СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛА

Вениамин ПУШКАРЕВ

автогонщик

– Естественно, при выборе автошколы прежде всего стоит обратить внимание на такие элементарные вещи, как наличие сертификатов, состояние автопарка, внешний вид инструкторов… Думаю, с этим разберется каждый здравомыслящий человек.

Однако все это пускай и важные, но внешние признаки. Новичку, который ни разу не сидел за рулем, сложно определить, правильно ли его учат. Слова инструктора звучат как приказ и не обсуждаются. Так и должно быть, если вас обучает профи.

Итак, если вы пришли на вождение и вас сразу же отпустили на улицу или даже на автодром, то стоит призадуматься о его квалификации. Сели и поехали – здесь не прокатит. Для начала вас должны, как бы это ни показалось кому-то странным, научить сидеть в авто. Ученику должны объяснить, почему руки не должны быть выпрямлены, почему в ногах именно такие углы и так далее. Представляете, если машину обдаст из лужи «с головой», а ученик начнет лихорадочно искать, где включаются дворники.

Следующий этап обучения «на месте» – это вращение рулем и правильная работа с педалями. По опыту работы в школе контраварийного вождения могу сказать – восемь из десяти слушателей не умеют этого делать. Этого им в школе не объясняли. Частенько можно видеть человека, который давит на газ правой, а на тормоз – левой. Так нельзя. В спорте есть такой прием, но ведь городская дорога – не трек. Здесь это грубейшая ошибка.

И овладение этими навыками еще не гарантирует готовности выехать. Часто можно видеть, как машина с буквой «У» тащится на скорости в два раза ниже потока. Это неправильно. Грубая ошибка. Даже в правилах написано, что безопаснее ехать со скоростью потока.

А почему так происходит? Да потому, что инструктор не избавил ученика от страха перед дорогой, перед самим собой на автодроме. Вот если не соблюдены все эти условия, то лучше сменить инструктора.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Решаем вместе!
В крае продолжается голосование по выбору общественных пространств для благоустройства городских территорий. Оно проходит по национальному проекту «Жилье и городская
21 мая 2022
Без бумажных рецептов
Бумажные рецепты уходят в прошлое. Об этом накануне рассказали в министерстве здравоохранения края. Чтобы получить лекарство по льготе, можно будет
Без рубрики
20 мая 2022
Красноярцам предлагают провести в музеях две ночи
Музейная ночь в мае растянется аж на два дня. Часть музеев Красноярска решили выступить со своими проектами уже в пятницу