Самый выездной – так говорят о комитете по делам села и агропромышленной политике Законодательного собрания края сами депутаты. И действительно, чтобы понять нужды и чаяния сельчан, собрать и сформулировать их предложения, а потом отразить в поправках к законам, в кабинете много не наработаешь. «Некоторые хозяйства мы объезжаем уже по третьему разу», – уточняет депутат ЗС Михаил КОЗЛОВ. Сегодня он – гость нашей редакции.
– Михаил Алексеевич, нынешний урожай обещает быть не хуже прошлогоднего. Какое настроение у сельчан в завершение посевной?
– По прогнозам, около 2,5 млн т зерна крестьяне намолотят. К сожалению, около 5 % площадей убрать не успеют. Сказывается дождливая осень. Но если уж у нас такие особые природные условия, то надо использовать другие возможности. То, что посеяно, должно быть убрано до зернышка.
Сельчане не думают о рекордах. Они просто делают свое дело. И настроение у них лучше не становится. Возникает парадокс. Зерна нет – цена на него высокая. Зерна много – цена падает. И в итоге получается приблизительно одинаковая сумма выручки. Крестьянин больше сеет, больше убирает и намолачивает, но не выходит на столь же кратный уровень прибыли. Без государственной поддержки – не только в виде субсидий, но и в области ценообразования – ситуацию не переломить.
– Но ведь программы помощи сельчанам приняты, они работают. Может, стоит подумать о новых?
– Государственная поддержка сельчан у нас занижена. Последние шесть лет ее сумма не менялась – невзирая на инфляцию, повышение стоимости ГСМ, электроэнергии. Стоимость услуг ЖКХ в отдельных поселениях в два, в три, а то и в четыре раза больше, чем в столице края. Это вообще нонсенс.
Мы два с половиной года работаем над программой устойчивого развития сельских территорий региона. Объехали все сельхозпредприятия, поговорили, собрали предложения, провели публичные слушания, сформировали рабочую группу, создали комиссию. А дальше… все встало. Тем временем правительство подготовило программный бюджет. Программа устойчивого развития села органично вписывается в эту концепцию, но…
Пока у нас везде присутствуют политика, личные симпатии, связи. Мои коллеги и я в том числе бьемся за интересы своих округов. Но мы ведь краевые депутаты, так давайте смотреть на вещи комплексно, уберем эту чехарду. Изношенность техники на селе составляет 70 %. И это одна из причин того, что мы не успеваем убрать весь урожай в срок. Те самые 5 % неубранных площадей приходятся на долю фермеров. Мелким сельхозпредприятиям тяжело взять технику в лизинг. Из года в год мы не можем вовремя вернуть сельчанам субсидии за приобретаемые в кредит тракторы и комбайны. Люди нервничают. Да и сами кредиты в нашем отраслевом Россельхозбанке непросто взять даже крупным хозяйствам. Их оформляют месяцами.
Давно пора создать нормативную базу, по нормативам распределять деньги. Этому хозяйству – столько-то, в зависимости от объемов выпускаемой продукции, количества работающих, другому – столько-то и так далее. Избран новый губернатор Виктор Толоконский – появилось понимание. Сейчас будем планировать, формировать бюджет по нормативам. Так нужно действовать и применительно к сельскому хозяйству. Депутатский корпус готов помогать главе региона, работать над созданием соответствующей законодательной базы.
– Кстати, Виктор Толоконский уже объявил о новом, комплексном подходе к развитию сельского хозяйства.
– С этим мы связываем определенные надежды. В своей предвыборной программе он много внимания уделял сельским проблемам, предлагал пути решения. Повышен статус министра сельского хозяйства – теперь он выступает в ранге заместителя председателя правительства региона. Это только плюс для развития села: появился человек, отвечающий за него в целом. Наш профильный комитет активно сотрудничает с минсельхозом, у нас нет конфликтов. Да, спорим, да, критикуем, но всегда договариваемся.
– В крае действуют программы привлечения молодежи на село. В количественном выражении цифры не очень-то велики – едут в деревню по-прежнему немногие. Как переломить ситуацию?
– На нехватку квалифицированных специалистов руководители хозяйств жалуются давно. Сейчас профтехучилища выполняют задачу не специального сельскохозяйственного образования, а скорее общего. Ребята их оканчивают, берут диплом и едут с корочками дальше – в вузы поступать или устраиваться в городе.
Все упирается в жилье. Есть федеральные, краевые программы, но их законодательная база устарела. И получается, что некоторые хозяйства края работают без главного агронома, главного зоотехника. Так дайте регионам право самим распоряжаться федеральными средствами для строительства квартир и домов в деревнях! А край, в свою очередь, должен больше возможностей предоставлять муниципалитетам для решения жилищных вопросов. Люди на селе лучше знают, как это правильно и дешевле сделать. Дадим молодому человеку лес бесплатно, землю бесплатно, без всякой бюрократии, когда земельный участок оформляют по два года. Люди построятся и будут жить. Определимся: молодая семья – вам двухкомнатную квартиру. С ребеночком приехали – уже побольше. И молодежь в село потянется.
– Россия в ответ на западные санкции запретила ввоз продуктов из стран Европы. Сельчанам предлагают воспользоваться ситуацией, увеличить свое присутствие на внутреннем рынке. Есть уже какие-то подвижки?
– Все, что мы можем производить внутри края, надо производить. Но пока многое остается на словах. Зачем вообще нужно было ждать санкций? Красноярский край способен полностью обеспечить себя собственным зерном, молоком, мясом. Но нет, нужен какой-то повод. А мы должны просто стабильно работать на сельскохозяйственном рынке страны и мира.
Апельсины и бананы у нас расти не могут – будем завозить. А вот все остальное должно быть свое. Местный товаропроизводитель обязан быть в приоритете. Политика протекционизма – понятная и прагматичная вещь. Она означает рабочие места, развитие села, занятость населения и в конечном итоге – качественный продукт на нашем столе.
– Что нужно сделать для того, чтобы глубокая переработка сельхозпродукции была представлена у нас в крае как можно шире?
– В Правительстве России приняли очень важное решение: с 1 января 2015 года наконец-то заработает механизм государственной поддержки перерабатывающих сельхозпроизводств. До сих пор эта тема была в загоне. А раз Федерация определилась, то и на краевом уровне мы должны продублировать, заложить в бюджете соответствующие субсидии. И тогда такие предприятия, как ЗАО «Солгонское», АО «Назаровское», хозяйства Канского района, занимающиеся переработкой, получат ощутимый стимул для дальнейшего развития. Ведь почему сейчас простаивают многие переработчики? У них элементарно не хватает оборотных средств. Господдержка помогла бы решить эту проблему.
– На Западе фермеры, по сути, вымирают как класс, уступая давлению крупных сельхозкорпораций. Мы же своих стараемся поддерживать. Насколько оправдана такая политика?
– В России тоже приоритет отдается крупным хозяйствам. Но и фермеров нельзя сбрасывать со счетов. В крае около миллиона гектаров нераспаханных земель. Например, в Ирбейском районе почва по плодородию сопоставима с назаровской. А работают там одно-два хозяйства. Большеулуйский район – то же самое. Вот в таких местах, где сразу не поставить крупное предприятие, и нужно поддерживать фермеров.
Принят закон: край дает грант до 1 млн 700 тыс. рублей на развитие своего дела. Есть еще грант семейного хозяйства – до 25 млн. Ведь нужно с чего-то начинать, чтобы не простаивала земля. А потом, возможно, этот фермер или его семья сами дорастут до крупного хозяйства. Люди откликнулись. В прошлом году был уже конкурс – пять человек на один грант. Мы приехали, посмотрели, что люди сделали с этими деньгами. Все работает.
– Сельчане сетуют, что им трудно прорваться со своей продукцией в крупные торговые сети. Как им помочь?
– Федеральное законодательство не позволяет делать этого напрямую. Но выход есть. Например, в Кемеровской области как-то добились того, что до 80 % продуктов на прилавки супермаркетов поставляют местные производители. И мы сможем – если на то будет политическая воля руководства края. Отводим под торговые комплексы землю гектарами – вот когда должен состояться разговор с представителями сетей! Социальная ответственность крупного бизнеса перед той территорией, где он размещает свои предприятия, должна закрепляться законодательно.