В последнее время в связи со специальной военной операцией тема беспилотных летательных аппаратов стала чрезвычайно актуальной. Но сфера применения беспилотников гораздо шире военной. Сегодня эти аппараты востребованы в самых различных сферах деятельности.
Так, в конце 2022 года министерство цифрового развития края получило пять БПЛА, специально сконструированных для лесной охраны и лесопожарного мониторинга. Беспилотники позволят оперативно выявлять и очаги возгораний (а также их виновников), и расхитителей леса. Кстати, уже есть случаи, когда БПЛА фиксировали незаконные рубки леса, что позволило привлечь виновных к ответственности.
От студенческого увлечения к инновационному производству
Особенно же радует то, что беспилотники для лесной охраны были сконструированы и построены красноярской компанией «АВАКС-ГеоСервис».
Около 15 лет назад группа красноярских студентов-энтузиастов создала свое конструкторское бюро и начала разработку собственных беспилотных летательных аппаратов. Мечта о небе свойственна многим. Но будущие специалисты «АВАКС-ГеоСервис» подошли к делу очень серьезно. Основной упор был сделан на создание собственной авионики, то есть совокупности электронных средств управления летательным аппаратом.
После накопления необходимого опыта 11 лет назад было принято решение о создании производственной компании. Одним из ее учредителей стал Сибирский федеральный университет.
Вначале было сложно. Тогда направление БПЛА не было столь популярным, как сегодня, когда интернет завален китайскими комплектующими, из которых можно собрать что угодно. Вчерашним студентам все приходилось делать самим. Даже станки. Исполнительный директор компании Игорь Негруца, любезно согласившийся быть нашим гидом по производственным помещениям, рассказал, что первый станок он собирал лично, будучи студентом-практикантом. Станок работает до сих пор. На нем изготавливаются детали, не требующие прецизионной точности.
– Изначально мы занимались наращиванием наших компетенций, предоставляли услуги, – вспоминает Игорь Негруца. – Мы работали с геодезистами в области аэрофотосъемки. Ездили по Красноярскому краю и дальше, вплоть до Магадана, выполняли аэрофотосъемку. Работали с дорожниками, показывали масштабы, объемы. Таким образом квалифицировали нашу авионику и поняли, что ее можно устанавливать на любой борт. То есть один и тот же автопилот может управлять любым летательным аппаратом, будь то квадрокоптер, вертолет, самолет, ракета, что угодно. Даже летающий диван. В этом направлении сейчас мы предоставляем услуги интеграции. То есть ставим свою электронику в какой-то концепт, какую-то идею. Помимо этого, строим и свои летательные аппараты.
Все, что держится в воздухе
По поводу «летающего дивана» – это вовсе не шутка. «АВАКС», по утверждению Игоря Негруцы, стал первой в мире компанией, которой удалось поднять в воздух в автоматическом режиме достаточно странную конструкцию под названием циклолет. Этот аппарат был разработан сибирскими учеными из Института теплофизики СО РАН по заказу государственного Фонда перспективных исследований. Вместо крыльев он оснащен роторами, создающими подъемную силу.
Идея циклолета принадлежит русскому военному инженеру Евгению Сверчкову. Он построил первый такой аппарат в 1909 году. Однако в воздух конструкция так и не поднялась. Как выяснилось впоследствии, режим полета настолько сложен, что без электронного управления осуществить его невозможно. Вот именно эту систему создавал «АВАКС», в то время как новосибирские ученые проектировали сам циклолет в металле и карбоне. Испытания 60-килограммовой модели аппарата завершились вполне успешно. В ближайшей перспективе – создание нового вида летающей техники уже в полном масштабе. Одним из возможных применений циклолета может стать городское такси – только воздушное.
Вообще количество идей по использованию беспилотников сегодня просто огромно.
Поэтому у красноярской компании постоянно есть в работе интересные совместные проекты. Например, проект с «Почтой России». Специалисты решают весьма нетривиальную задачу.
– Мы работаем с системой посадки в условиях полного отсутствия навигации, – рассказывает Игорь Негруца. – 99 % того, что летает сегодня (речь, естественно, о беспилотниках), при потере навигации либо садится «под себя», либо разбивается. Соответственно, ставится задача: допустим, мы находимся в трех километрах от точки посадки. В это время отключается навигация. Аппарат должен долететь до места и нормально сесть.
Понятно, что решение этой задачи позволило бы без проблем доставлять почтовые отправления в любую труднодоступную точку России.
«АВАКС» также является партнером амбициозной компании «Транспорт будущего». Эта компания, головной офис которой находится в Белгородской области, проектирует тяжелые беспилотники, они могут использоваться как аэротакси и платформы для доставки грузов до 200 кг.
Уверенный полет
Продолжается и производство собственных аппаратов. Сегодня основной летающей платформой является «Сигма». Это аппарат с вертикальным взлетом и посадкой массой 30 кг, способный нести полезную нагрузку до 5 кг. При крейсерской скорости 80–100 км/час аппарат может находиться в воздухе до 12 часов. Благодаря надежности каждого элемента работа на отказ составляет 10 000 часов. Для беспилотной авиации это высокий показатель. В перспективе «АВАКС» планирует начать производство собственных двигателей для БПЛА.
Мы прошли по производственным помещениям. Предприятие небольшое, но вполне серьезное. Здесь есть разнообразные станки для обработки алюминиевых деталей, режущий плоттер, на котором вырезают из специальной ткани заготовки карбоновых элементов, испытательный стенд, где изделия проверяются 40-градусным морозом, 60-градусной жарой и вибрацией. Здесь же собираются электронные компоненты аппаратов. Сегодня на предприятии работают около 60 человек, но штат будет увеличиваться – заказов много.