Театр был основан 6 ноября 1941 г. в Норильлаге, его труппа состояла в основном из заключенных. Сам театр находился тогда в деревянном здании на улице Горной, в ныне нежилом Старом городе. В театре бывал Лев Гумилев, лагерным театральным художником была Ольга Бенуа, на сцене играли Евдокия Урусова (актриса театра им. Ермоловой), Виталий Головин (сын певца Большого театра, обвиненный в убийстве Зинаиды Райх), Георгий Жжёнов, Иннокентий Смоктуновский. Сюда сослали в полном составе Львовскую хоровую капеллу, в лагерных клубах скрипач Корецкий играл Равеля и Паганини, Сарасате и Баха, лагерным джазом руководил композитор Кайдан-Дешкин (автор знаменитого пионерского гимна).
Профессиональный театр развивался особым способом: кого-то из артистов-заключенных лагерная администрация «отмечала», а дирекция театра вытаскивала из зоны. Таким образом, искусство стало способом освобождения от гнетущей реальности.
В 50-х годах прошлого века театр переехал из Старого города на улицу Севастопольскую. В 1961 году, к своему 20-летию, театр получил имя Владимира Маяковского. Современное здание театра было построено по проекту института «Норильскпроект» в 1986 году.
В 50-е годы после смерти Сталина в Норильск активно потянулась молодёжь — строить «город-сад». И труппу заполярной «Маяковки» артисты стали пополнять уже не «по этапу». Кто-то ехал за северной романтикой, кто-то — за длинным рублём. Но многих привлекала прежде всего творческая свобода, возможность делать то, что не позволялось ни на одной театральной сцене страны.
Режиссёр Леонид Белявский, при котором во второй половине 70-х Норильский театр пережил один из самых ярких своих периодов, приехал сюда из Прибалтики. Своё решение объяснял просто: «Слишком спокойной показалась жизнь в Риге».
Именно с этим главным режиссёром, не ищущим спокойствия, заполярная труппа выехала на большие гастроли в Москву. Играли на сцене «Ленкома». Интерес к театру из провинции был такой, что лишние билетики спрашивали уже на Пушкинской площади! Норильчане показали на столичной сцене восемь спектаклей, в дальнейшем состоялись не менее успешные гастроли в Ленинграде и Вильнюсе.
Интересно, что связь с театром Марка Захарова получила продолжение: при режиссере Александре Зыкове, который попал в Заполярье в конце 80-х и проработал здесь почти 20 лет, за Норильским театром надолго закрепилось неофициальное название «северный Ленком».
Зыков поставил в Норильске все пьесы Григория Горина. Последняя из них, «Шут Балакирев», вышла здесь даже раньше, чем в московском «Ленкоме» — таково было завещание драматурга. В Норильске впервые выпустили и пьесу Юлия Кима «Как солдат Иван Чонкин самолёт сторожил» по мотивам романа В. Войновича — Зыков «увёл» её у Марка Захарова и Олега Ефремова, слишком долго медливших с постановкой. Свой спектакль Александр Маркович решил в жанре мюзикла, что просто идеально легло на это произведение. «Чонкин» стал лауреатом многих фестивалей, в середине 90-х он с большим успехом был показан в Москве. При Зыкове театр вообще был одним из лидирующих в Сибири, работы норильчан не раз получали всевозможные региональные награды.
Сейчас Заполярный театр драмы — один из лучших творческих коллективов Красноярского края, отмеченный многочисленными наградами – федерального, краевого и международного уровня.
В 1998 г. европейский международный фонд «Партнерство во имя прогресса» вручил театру свою премию «Золотая пальма» как одному из заметных явлений в культурной жизни России.
В декабре 2009 г. законом Красноярского края Норильский Заполярный театр драмы по всей совокупности достижений был отнесен к числу особо ценных объектов культурного наследия Красноярского края.
При подготовке публикации использованы материалы:
http://my.krskstate.ru/docs/theatres/norilskiy-zapolyarnyy-teatr-dramy-im-vladimira-mayakovskogo/
https://sib.fm/articles/2016/12/09/samyj-severnyj-samyj-nevozmozhnyj