Эшелоны, которые начали приходить в Красноярск летом 1941 года, привезли в том числе оборудование известного 327-го завода из Ленинграда.
До войны там производили мощные аэродромные радиостанции, аппаратуру «слепой» посадки самолетов. Приехали и сами сотрудники – техническая элита того времени. Так создавался базис будущего Красноярского радиозавода. Одно из первых заданий, которое было поручено заводу, – изготовление радиомаяка под шифром «Колба» для секретной авиатрассы Аляска – Сибирь.
Архивы по данной теме все эти годы были закрыты из-за секретности оборонной продукции. На каждую взлетно-посадочную полосу должны были установить радиомаяк. Мачта «Колбы» давала возможность видимости в радиусе до 500 км.
Благодаря ей за три года войны удалось переправить на территорию СССР почти 8 тысяч американских самолетов.
До появления «Колбы» ситуацию можно назвать печальной – сложный рельеф, карты с погрешностями, отсутствие промежуточных аэродромов привели к тому, что 58 самолетов потеряли за первые полгода.
Фото предоставлено музеем АО НПП «Радиосвязь»