В этом парламентском сезоне комитет по аграрной политике буквально стал «ударником» по количеству выездных заседаний. Главное внимание в ходе поездок уделяется социальной сфере. Даже для горожан, которые не очень хорошо знакомы с сельским укладом жизни, достаточно отъехать на 60 километров от крупного города, чтобы понять, в каком состоянии находится село. По мнению депутатов, принципиально важно в развитии агропромышленного комплекса не только делать ставку на покупку новой техники, модернизацию и увеличение продуктивности самого сельского хозяйства, но и обращать внимание на инфраструктуру сел, повышать качество жизни в деревне.
Владислав ЗЫРЯНОВ, заместитель председателя комитета по делам села и агропромышленной политике, – один из активных участников диалога между властью и работниками АПК. За время поездок по сельским хозяйствам края зимой, весной и летом этого года у него сложилось собственное мнение о происходящем в деревне.
– Сегодня среднестатистическим работником сельского хозяйства, к сожалению, является пожилой человек, которому далеко за 50 лет. И в этой части сегодняшние наши программы по предоставлению жилья молодежи в сельской местности, по моему мнению, еще недостаточно эффективны, – говорит депутат. – В том числе в связи с объемом выделяемых средств и принимаемыми решениями на территории края. Не все муниципальные образования участвуют в этой программе, а те, которые участвуют, не в том объеме, в котором хотелось бы. Поэтому создание комфортной среды проживания в сельской местности – это приоритетная задача.
– Как в ней принимает участие депутатский корпус?
– Еще в декабре 2012 года в Законодательном собрании состоялись публичные слушания по вопросу социально-экономического развития села. После этого мы провели поездки по сельским территориям, чтобы выяснить, насколько эффективно исполняются принятые решения. Забегая вперед, можно сказать, что мы не получили главного, чего хотели, – создания специальной государственной краевой программы развития социальной сферы села.
По моему глубокому убеждению, сегодня есть перекос, когда мы в краевом центре строим многомиллиардные объекты, а в сельскую местность вкладываем минимум. Мне кажется, нам необходимо сломать эту идеологию и сделать так, чтобы село финансировали не по остаточному принципу со словами «там все было плохо всегда, значит, никакого просвета там нет». Люди, живущие на селе, ничем не отличаются от тех, которые живут в городе. Просто в село надо вкладывать деньги. Надо ремонтировать дороги, строить детские сады, клубы и делать это правильно.
К сожалению, присутствует межведомственная разобщенность, и, мне кажется, ведомства иногда сами четко не понимают, кто в каком направлении двигается. Где нужна школа, где нужен клуб, где нужна больница, а где – перспектива развития того или иного вида сельскохозяйственного производства. У нас, что греха таить, есть районы в крае, в которых в принципе не осталось хозяйственного производства. Они фактически превратились в собесы, где живут только пенсионеры, а фермеров практически нет. Принципиально важно то, что мы будем обсуждать в рамках рассмотрения бюджета программу предоставления грантов начинающим фермерам.
– Относительно отрасли в целом. В каком она состоянии?
– Если сравнивать с показателями прошлого года – с тем, насколько выросли цены на энергоносители, на минеральные удобрения и на другое, то в краевом бюджете не хватает как минимум миллиарда рублей, чтобы компенсировать убытки прошлых лет. Сегодня рентабельность сельхозпредприятий без субсидий убыточна. Это значит, что мы прибыль формируем за счет государственной поддержки. Если завтра ее отменят, то сельское хозяйство просто погибнет.
Наш комитет в хорошем смысле слова лоббирует интересы жителей села. Не знаю, стоит ли это ставить нам в заслугу, но по крайней мере финансово крестьяне ничего не потеряли, потому что если сравнивать с другими отраслями, то там произошло серьезное уменьшение финансирования. В крае начали реализовывать крупные проекты. Это уже неплохой сигнал: хоть что-то в селе меняется к лучшему.
– С чего собираетесь начать в новом парламентском сезоне?
– Не знаю, кто придумал это выражение – «парламентские каникулы», но оно мне не очень нравится. Слово «каникулы» ассоциируется с детьми, которые отучились, забросили все и отдыхают, наполняются здоровьем и силами. Каникулами в парламенте называется период, когда сессия не проводится. Но это абсолютно не означает, что все депутаты разом разъедутся в отпуска и забудут о своей работе. Для большинства из них это время, когда можно спокойно заняться своими избирательными округами.
Если говорить о задачах на будущее, то для нас важно в краевом бюджете решить два вопроса. Первый – это приобретение техники. У нас все-таки есть задолженность за прошлый год в 470 миллионов по компенсациям, а в этом году мы вообще ни копейки не выделяем на субсидирование покупки новой техники. Ну а второй – это предоставление жилья молодежи, молодым специалистам в сельской местности. К сожалению, 600 человек сегодня находятся в очереди, ситуация не меняется годами. У нас были времена при прошлом губернаторе, когда, скажем, на строительство инфраструктуры для элитного коттеджного поселка «Новалэнд» тратилось почти столько же, сколько на всю сельскую молодежь в Красноярском крае. Поэтому мы сейчас ставим вопрос о том, чтобы эти направления кратно увеличились.
Права будут соблюдены
Ликвидируется дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС
Депутатами рассмотрен проект постановления Законодательного собрания Красноярского края «О согласовании ликвидации Государственного казенного учреждения «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС»
Напомним, что Государственное казенное учреждение «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» (далее – ГКУ «ДПВ БоГЭС», учреждение) было создано для обеспечения мероприятий, связанных с подготовкой к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС. Со своей задачей эта организация справилась. Была профинансирована разработка проектно-сметной и разрешительной документации в соответствии с перечнем объектов капитального строительства «Зона затопления Богучанской ГЭС». За период осуществления деятельности (с 1994 года) ГКУ «ДПВ БоГЭС» завершены мероприятия по переселению населения из зоны затопления. Проведены работы по лесоочистке спецучастков в зоне затопления; санитарные мероприятия по населенным пунктам; завершается возведение объектов строительства.
Учитывая изложенное, в связи с достижением поставленных перед учреждением целей предлагается ликвидировать ГКУ «ДПВ БоГЭС».
Штатная численность по состоянию на 27 мая 2014 года составляет 68 единиц. Приказом министерства экономики и регионального развития Красноярского края утвержден поэтапный график сокращения штатной численности работников учреждения.
Ликвидационные мероприятия предполагается завершить к ноябрю 2014 года. При увольнении работников в связи с ликвидацией дирекции их права и гарантии будут соблюдены в соответствии с действующим законодательством.
Завершенные объекты строительства в установленном законом порядке будут переданы в муниципальную собственность. А вот база службы эксплуатации Богучанского водохранилища, Кодинска (первая очередь) подлежит передаче в федеральную собственность.
Передача объектов строительства будет завершена до ноября 2014 года.
СПРАВКА
Общая площадь затапливаемых Богучанским водохранилищем земель составляет 1,5 тысячи квадратных километров. Под затопление попадает 31 населенный пункт. Количество переселенцев составляет порядка 15 тысяч человек. Большая часть из них – жители Красноярского края, и всего 1,7 тысячи – жители Иркутской области.