Депутат Государственной думы Сергей Ерёмин – бывший министр транспорта краевого правительства, заместитель губернатора и глава Красноярска – встретился с редакцией НКК и ответил на вопросы журналистов.
– Сергей Васильевич, начнем с простого вопроса. Как построен типичный день депутата Госдумы?
– На самом деле дни разные, «типового» дня точно нет, хотя есть определенный алгоритм недели. В понедельник с утра иду в Госдуму, работаю там до одиннадцати часов. Затем занимаюсь другими вопросами, скажем, волонтерства или Красноярского землячества.
В час или в два часа дня начинается работа комиссий – я участвую в комиссиях по ЖКХ и Крайнему Северу. Иногда заседания переносятся на вечер. По вторникам проводятся заседания фракционной группы, среда – правительственные часы… Непосредственно парламентские дни у нас закреплены жестко – это вторник, среда, четверг.
По вторникам и средам могут дополнительно назначаться заседания комитетов. У меня, напомню, комитет по транспорту. Присутствие на них обязательно, и вообще дисциплина серьезная – вплоть до написания объяснительных, если пропустишь.
Пятница, скажем так, ни к чему не привязана, и в этот день стараешься заняться тем, что нельзя запланировать на другие рабочие дни, допустим, проведение различных круглых столов, Общественный совет, обсуждение отраслевых вопросов и многое другое. Фактически это день для подготовки будущих законопроектов. Поэтому на пятницу, как правило, не планируют заседания комитетов, чтобы у депутатов была возможность дополнительно поработать над той или иной темой.

Фото: Руслан Рыбаков
И наконец, у каждого парламентария есть «региональная» неделя, когда он едет в свой округ и встречается с избирателями. В моем округе двадцать две территории на юге и западе края, а также Октябрьский, Железнодорожный районы Красноярска. Округ я разделил на три сектора, так удобнее их посещать в мои «региональные» недели.
Обычно вечером прилетаю в Красноярск, а в четыре утра сажусь в машину и еду, допустим, до Минусинска, чтоб добраться примерно к половине десятого. Потом – поездка по району.
За неделю стараюсь несколько районов посетить. К тому же у меня есть своя «дорожная карта» по наиболее острым вопросам – где-то надо решить проблемы со школой, предприятием, встретиться с коллективом, участниками СВО и их семьями. В обязательном порядке – прием граждан.
– Есть какие-то проблемы, которые повторяются из района в район?
– Да, например, транспорт, дороги. Часто возникает тема ЖКХ, а в последнее время – медицина. И чем дальше от центра, тем вопросов больше.
Это целый комплекс проблем, начиная с дефицита врачей и того, как работает электронная очередь. Цифровизация сама по себе вещь прекрасная, но в реальности в районных больницах получается так, что на прием не попадешь – то врача нет, то в другую больницу перенаправят, а она за десятки километров. Наконец, есть пожилые люди, которые обычно с интернетом, скажем так, в сложных отношениях – им как быть? Кроме того, меня тревожит та ситуация, что у нас медицина отдаляется от населенных пунктов, ФАПы и амбулатории закрываются…
На встречу с депутатом приезжают люди из дальних деревень и говорят все как есть – там вообще привыкли говорить все прямо и конкретно. Также много вопросов, касающихся участников СВО, – это то, что у меня, как говорится, выделено красным, то, с чем нужно разбираться незамедлительно.
Подсчитал недавно, что за пять месяцев мне поступило более полутора тысяч обращений. Мне не нравится такой формат – приехал, собрал бумаги, уехал. Надо обязательно каждого человека выслушать, понять, в чем суть проблемы, способ ее решения и решать в тот же день, созваниваться с ответственными лицами, министерствами, направлять письма…
– Недавно у нас было опубликовано два материала по проблемам предприятий, которые принимают автомобильные шины на переработку. В Красноярске из трех таких заводов два уже закрылись, поскольку не смогли пройти государственную экологическую экспертизу. Мы связались с Российской ассоциацией содействия и восстановления переработки шин, где нам сказали, что это проблема общероссийская. Еще в апреле они отправили письмо в Госдуму с просьбой остановить действие закона о требовании госэкспертизы до 1 сентября, то есть до вступления его в силу, но ответа до сих пор нет. Вообще как-то будет решаться эта законодательная проблема?
– Для начала надо выяснить судьбу этого письма, кто именно такого рода вопросами должен заниматься.
Но я хочу сказать о причине такого рода проблем. Мое личное мнение – у нас вообще много сверхзарегулированных отраслей. Такое ощущение, что сами себя боимся…
К примеру, принимаем закон о том, чтобы в пассажирских поездах многодетным семьям предоставляли купе рядом. Разве это плохо? Нет, очень хорошо. И многодетные семьи надо всячески поддерживать. Но разве без соответствующего закона такую простую вещь нельзя было сделать?
Меня такая тенденция, честно говоря, немного пугает… Что мы идем туда, вот прямо уверенно идем. По большому счету эта история должна регулироваться правительством.
Еще одна проблема – принимают закон, потом выходит нормативный акт, не учитывающий местной специфики. К примеру, в Ермаковском районе было предприятие по производству пиломатериалов. Находилось оно в ста километрах от федеральной трассы. Коммерсанты положили несколько бетонных плит, поставили на них станок и работают. Но вышел ГОСТ – вся площадка должна быть заасфальтирована. Как это сделать в глухой тайге? В итоге владелец закрыл предприятие, станки сдал на металлолом.
Есть ГОСТ, предписывающий организовывать ледовые переправы со шлагбаумами и постами охраны. Получается, что на Крайнем Севере такую переправу надо делать через каждый ручей? Ставить вешки со светоотражателями, которые первой же пургой сметет? Но в любом случае это та проблема, которую никак нельзя замалчивать. Обращайтесь к своим депутатам, ко мне в том числе. Это можно сделать через сайт Госдумы.

Фото: Руслан Рыбаков
– Через три года Красноярск отметит свое четырехсотлетие. По вашей оценке, как идет подготовка к юбилею, и что вообще он должен дать горожанам и переменить в жизни краевой столицы?
– В 2017 году, когда я шел на пост главы Красноярска, стратегической задачей была универсиада, но уже тогда я говорил, что надо начинать готовиться к четырехсотлетию, хотя до него оставалось 11 лет. Потому что мы не можем жить короткими рубежами…
Президент нас поддержал, в 2019 году вышел указ о праздновании юбилея города, и это был ключевой момент. Потому что указ – это входной билет в министерские кабинеты. Приходишь в министерство образования, промышленности, строительства, энергетики, да и любое другое министерство, и решаешь проблемы, которые есть, – что я и делал.
Сейчас в городе многое надо приводить в порядок, и я надеюсь, что все получится. Хотя в этом году идет раскачка, но уже в следующем начнется аврал, и город уж точно «перышки почистит».
Образно говоря, к 2028 году Красноярск должен стать как ребенок, которого со всей любовью, чистого и во всем новом провожают в первый класс.
Что касается крупных объектов, то ключевой из них – метротрам. Его в любом случае надо достроить к юбилею.

Фото: Руслан Рыбаков
– Говорят, что Новосибирск собирается «отобрать» у нас десятирублевую банкноту. Можно, хотя бы в честь юбилея, поспособствовать тому, чтобы изображение нашего города осталось на деньгах?
– Центробанк проводит соответствующий конкурс в 2027–2029 годах, и, действительно, надо в связи с четырехсотлетием поднять этот вопрос. Банкнота – это своего рода «бантик» к празднику. Кстати, я разменял в банке несколько крупных купюр на десятирублевки, и теперь дарю их как сувенир, как поклон от Красноярского края.
– Каковы, на ваш взгляд, перспективы электротранспорта в Красноярске? В каком направлении он должен развиваться?
– Моя позиция очень простая. Субъектам сейчас навязывают новомодные транспортные средства, такие как электробусы. Я за электротранспорт, но не за электробусы.
Почему? Потому что это очень дорого. Москва себе может их позволить, а регионы – нет, по той простой причине, что денег у них в разы меньше. В столице, конечно, с моей позицией не соглашаются, но я считаю, что перегружать региональные бюджеты модными штучками – это излишне. Между тем у нас спокойно используются трамваи, гибридные виды транспорта, в том числе троллейбусы с автономным ходом.
Кстати, в некоторых российских городах есть тенденция убирать трамвайные пути, и у нас такие попытки были. Но уберешь пути – потом не восстановишь, потому что это будет неподъемная по стоимости вещь.
Поэтому в свое время я настоял на том, чтобы купить для города 25 трамваев. Тогда один вагон стоил 50 миллионов рублей, и это было дорого, но сейчас цена уже 150–170 миллионов.
Почему я на этом настоял? Потому что этот вид транспорта – долговечный, выносливый. Жизненный цикл трамвая в пять раз выше, чем у автобуса!
Что касается других видов электротранспорта, то, повторю, наиболее эффективен троллейбус на автономном ходу. Кстати, у его двигателя жизненный цикл в десять раз больше, чем у двигателя внутреннего сгорания.

Фото: Руслан Рыбаков
– Сергей Васильевич, расскажите о Красноярском землячестве в Москве, которое вы возглавляете. Что оно дает красноярцам?
– Это не молодая организация, через два года ей исполнится тридцать лет. Создавал землячество и долгое время руководил им Владимир Иванович Долгих. По сути, это такой островок Красноярского края в московском мегаполисе, место, где тебе всегда рады и всегда примут.
Землячество помогает красноярцам, в силу разных обстоятельств оказавшимся в Москве, которая настолько огромна, что можно в ней «утонуть». Второе важное направление деятельности – ветераны и сохранение памяти о наших знаменитых земляках. Например, проводили просветительские мероприятия, выпускали сувениры в честь столетия Астафьева, Решетнёва, Долгих. В планах – выпустить книгу о Павле Стефановиче Федирко в серии «Жизнь замечательных людей».
Смотрим за могилами, особенно если родственники по каким-то причинам этого не делают. Так получилось с могилой Виктора Васильевича Плисова, человека, который по большому счету создал энергетику края. На его могиле простой крест, но такой человек достоин соответствующего памятника. Мы обратились к губернатору, и Михаил Михайлович обещал поддержать…
И наконец, мы регулярно навещаем наших земляков, которые служат в Кремлевском полку.
– То есть каждый оказавшийся в столице житель края может обратиться в землячество в случае каких-то проблем или просто поговорить по душам?
– Да, конечно. Каждого примем, выслушаем, поможем.
Красноярское землячество в Москве находится по адресу: Нижний Кисельный переулок, 10, – это примерно в пяти минутах ходьбы от станций метро «Трубная» или «Кузнецкий мост». Можно нам позвонить по телефону 8 (495) 109-33-04, написать по адресу электронной почты kraszeml24@mail.ru.