Неоднократно убеждался в том, что чужое мнение, когда речь идет о фильмах, книгах или музыке, не значит ровным счетом ничего: доверять можно только собственному опыту, впечатлениям, вкусу и чувствам. Глазам и ушам, наконец.
Лучше, чем ожидалось
С сериалом «Красный Яр», который недавно прошел по федеральному телевидению, случилось то же самое: он оказался значительно лучше, чем отзывались о нем некоторые местные критики. А точней, критиканы. Вы их знаете. Им и скамейки в городе «не те», и трамваи, и качели, и набережные. Теперь вот и сериал «неправильный». Подозреваю, что голливудская киношняга с компьютерными монстрами заходит у них на ура.
Причем некоторые из этих ценителей стали давать оценки сериалу заранее, когда он еще не вышел на экраны. Они кривили губы: разве можно снять что-то путное по заказу и к юбилею?
А то, что фильм снят именно к 200-летию Енисейской губернии, никто с самого начала и не скрывал.
Оказалось, можно! Лента удалась. А если учесть, что это первый сериал, почти целиком снятый в Красноярском крае, и большинство ролей в нем исполнили местные актеры, не имеющие опыта в кино, то удалась она на твердую пятерку.
По телевизору мы решили «Красный Яр» не смотреть. Дождались, пока все восемь серий появятся в интернете. И проглотили их за день. Хотя, начитавшись «рецензий», рассуждали: ладно, что мы теряем? Не понравится – выключим, кто нас заставляет?
Как бы не так. Присели после обеда – и к вечеру, почти не отрываясь, проглотили все восемь серий. Потому что оторваться было невозможно: картина получилась яркой, сочной, захватывающей.
Некоторые снобы сразу навесили сериалу ярлыков: это, мол, «халтура», снятая «на коленке», сюжет «вымученный»… А уж появление на экране красноярского губернатора и министра культуры местные киноведы сочли преступлением перед памятью братьев Люмьер.
Все их оценки оказались враньем. Отличное приключенческое кино, снятое вполне профессионально – работа режиссера, гримеров, художника по костюмам практически не вызывает нареканий. И сюжет – огонь. И диалоги хороши. И в главных женских ролях – красотки. Что еще надо для развлекательного сериала? Глубокий смысл и мораль? Так и это там есть. В меру. Месседжи, которые передал режиссер, я прочитал. И про смутьянов-бунтовщиков, и про гнилой западный либерализм, и про Сибирь… Слишком просто, в лоб? Ну так и жанр соответствующий, братцы. За большими смыслами добро пожаловать к киноклассикам.
Каждый первый – талант
Что касается «випов», которые засветились в фильме, то каждый из них занимает максимум 30 секунд экранного времени. Фишечка такая, чисто для местных. Киноштришок для истории – московский или саратовский зритель его даже не поймет. А в фильме восемь (!) серий. И вы хотите сказать, что эти 60 секунд стали решающими для оценки качества всего сериала? Да вы просто зануды, господа.
По древней сибирской привычке досталось, конечно, москвичам. Якобы московские актеры сыграли «плохо», а красноярские – «хорошо». Да все там хорошо сыграли. Но красноярцы – лучше. Потому что заждались они такой работы. Талантов у нас в любом театре – каждый первый. Из которых каждый второй мечтает о большом кино. Вот и отдавали себя без остатка. Старались.
Особенно понравились Владимир Пузанов, Николай Редькин, Дарья Мамичева. Великолепен Денис Зыков в роли следователя Сверчкова. Прямо такой, что… ухх! Царский служака, интеллигент, умница.
Но самый большой восторг вызвал у меня исполнитель одной из главных ролей Артем Рудой, сыгравший золотопромышленника Плахова. Какая фактура, мощь, талант! Сколько в его игре нюансов, какой он разный и при этом чертовски органичный и обаятельный. Как замечательно он прожил эту роль. Вроде отрицательный персонаж – самодур, кровосос, капиталист, – а к нему почему-то проникаешься симпатией. Помните Броневого в роли злодея Мюллера? Здесь та же история. Так бывает, когда образ блестяще сыгран Мастером.
Поэтому закономерный вопрос к режиссерам «Пушки»: вы зачем 40 лет держали такого прекрасного артиста на вторых ролях и не давали ему раскрыться по-настоящему? А вот Михаил Вассербаум заметил и раскрыл. Теперь большое кино по Рудому плачет.
О прекрасной нашей природе, которая стала еще одной главной героиней сериала, не буду, это уже общее место. Природа сыграла свою роль замечательно, ни разу не сфальшивила.
Сказать, что сериал получился абсолютно безупречным, было бы неправдой. Конечно, есть в нем мелкие ляпы, недочеты. Операторская работа могла быть лучше, камера не всегда идеальна. Сюжет в современной своей части несколько сумбурный, можно было и тщательней прописать. Детали бросаются в глаза. Ножа из нержавейки не могло быть в XIX веке – ее только в XX веке придумали. Современная новенькая алюминиевая кружка тоже смотрится нелепо в позапрошлом веке. Реквизиторы недоработали. Но все это скорей придирки, чем серьезные претензии. Главное, в фильме есть история. Не в смысле наука о прошлом, а история как повествование. Потому сериал и получился, он смотрится на одном дыхании. Первый блин не вышел комом, с чем я всех нас и поздравляю.
Актер драмтеатра им. Пушкина Артем Рудой рассказал о своей работе в «Красном Яре»:
Предложение сняться в сериале я получил неожиданно, по телефону. Это моя первая работа в кино. Прошел кастинг, меня утвердили на главную роль и вскоре прислали сценарий первых пяти серий. Я сразу начал учить слова. Гулял по острову Татышев, уходил подальше, где меня никто не видит, и вслух проговаривал куски текста, нащупывал образ, пробовал разные варианты, интонации.
Пытался понять – какой он, купец Плахов? Вроде злодей. Но я пытался найти в нем положительные черты. Он любит дочь. Он патриот. И он все-таки совестливый человек, у него есть свои моральные принципы, он не подлец… Исходя из этого и строил образ. Говорите, получился симпатичный герой? Спасибо.
Менее чем через два месяца, к моменту начала съемок, текст я знал наизусть, а его там много, роль большая, сложная, многоплановая, характер непростой. Но жизненный опыт и 40 лет на театральной сцене помогли мне понять роль и сделать ее такой, какой она получилась. Нет, специально ничего не читал, в архивах не рылся, я просто почувствовал своего героя, нащупал главную ниточку, это же собирательный образ.
Работа на площадке запомнилась потрясающе доброжелательной, дружеской атмосферой. Работали спокойно, без нервов, каждый понимал, что от него требуется. Михаил Вассербаум – замечательный режиссер.
Сериал, когда его показали по телевизору, я старался смотреть глазами обычного зрителя. И он мне понравился. Правда, до сих пор не могу поверить, что это я на экране, что это я сыграл… (Смеется.)