Северное богатство

Коренные малочисленные сибиряки

Северное богатство Коренные малочисленные сибиряки


На краю Ойкумены у северных морей живут народы, которые помнят утро нашей цивилизации. Долганы, нганасаны, ненцы, кеты, селькупы, чулымцы, энцы… Исследователи называют их примитивными или реликтовыми, но это совсем не означает «простоты» этих культур. На самом деле именно они достигли высшей точки развития любого этноса – полного гармоничного единения с природой.

«Оживили» тайгу

Малочисленным народом в Российской Федерации считается этнос численностью не больше 50 тысяч человек. Красноярскому краю повезло: на нашей территории живут восемь таких народов. Это 20 % численности всех жителей нашего региона.

Каждый из них – отдельная вселенная со своей мифологией, обрядами и языком. Только две детали их объединяют – общая «географическая» судьба и возраст. Когда-то, задолго до прихода в Приенисейскую Сибирь русских, большинство из них тоже были переселенцами: так, например, долганы и чулымцы пришли в край из Афин Евразийских степей – с Алтая. Именно северные народы смогли «оживить» тайгу – обжить пространства, которые, казалось, вовсе непригодны для существования. Все русское освоение Сибири опирается на их уникальный опыт поддержания жизни в тайге, а в советское время без проводников не обходилась ни одна экспедиция.

Эти народы – очень, очень старые: по мнению Льва Гумилева, они зародились в третьем веке до нашей эры и со временем достигли состояния равновесия – вошли в природу региона как высшее, завершающее звено. И то искусство, которое с титаническим трудом сохраняли северные народы, позволяет нам понять, каким было утро нашей цивилизации.

Малые и микронароды

Этнонимы «долганы» и «ненцы» легли в основу названия одного из наших районов – Таймырского Долгано-Ненецкого. Долганов, коренных жителей Таймыра, в крае 5 810 человек. Они считаются самым северным тюркоязычным народом мира, однако до сих пор носят очень «экзотичные» фамилии – Кудряков, Жарков, Чуприн, Поротов… Их им давали казаки при крещении. Сейчас все долганы – православные. До прихода на Таймыр советской власти этот северный народ был бесписьменным – первая азбука долганского на основе русского алфавита официально была принята в 1970 (!) году.

Праздник ОленеводовНенцев в нашем регионе меньше – 3 633, хотя на самом деле ненцы – самый многочисленный из малочисленных народов: всего на территории России их больше 41 тысячи. Язык ненцев имеет два говора – тундровый и лесной. Причем они настолько разные, что одна речевая группа не всегда понимает другую. Письменная форма есть у тундрового ненецкого, алфавит на основе латиницы появился у них в 1931 году. Тогда же началось массовое издание учебников, художественной литературы и газет – в разное время издавались девять разных газет.

Кеты по-настоящему малочисленны: их меньше тысячи, причем в поселках Келлог, Суломай и Мадуйка кетское население – преобладающее. Их язык – последний из енисейской языковой группы, его родичи – пумпокольский, аринский, ассанский – исчезли еще в XVIII веке вместе с носителями. О высоком уровне развития этого этноса говорит тот факт, что до прихода русских они знали металлургию. Кетский исчезает начиная с 1970-х: сейчас на нем хоть как-то говорят человек 120, а свободно владеют не больше 30.

Нганасанов по переписи 2010 года в крае осталось 807 человек. Они – самый северный народ Евразии: населяют восток Таймыра и Дудинку. Нганасаны – непревзойденные пешие охотники на дикого северного оленя. Ученые зафиксировали у нганасан интересный обряд кайнгэймэкуми – это состязания двух молодых людей, которые сочиняли иносказательные песни, соперничая в остроумии. Тот, кто не понял иносказательного текста своего противника, считался побежденным и обязан был подарить победителю какое-либо металлическое украшение.

Селькупов, или остяков-самоедов, в крае осталось 281 человек, большинство из них живут в селе Фарково. Это уже не малый – микронарод. Язык селькупов настолько сложен, что среди исследователей нет единого мнения о количестве в нем наречий и диалектов. Селькупы сейчас используют алфавит, разработанный для них в 1980-х.

Энцы, енисейские самоеды, по языку и культуре близки ненцам и нганасанам, их осталось чуть больше 200 человек. Живут в основном в Воронцовском сельсовете Усть-Енисейского района, Потаповском сельсовете Дудинского района, а также в Авамском районе Таймырского автономного округа. Впервые на грань исчезновения этот народ поставила эпидемия оспы 1630–1631 гг., после которой полностью исчезли некоторые энецкие роды. Энецкий язык до сих пор бесписьменный, сейчас им владеют около 150 человек.

Чулымцы, или чулымские тюрки, по сравнению с энцами в еще более незавидном положении – их осталось 147 человек. Живут в Тюхтетском районе Красноярского края, в основном в селах Пасечное и Чиндат. Около 16 деревень по Чулыму (некоторые уже исчезли) получили свои названия по фамилиям древних родов чулымских тюрков – Шумилово, Тазарачево, Скоблино, Будеево и др. Имеют бесписьменный язык. В нем сохранились особенности, позволяющие реконструировать древнейшие формы тюркской речи, и это можно считать культурной ценностью.

Исчезает язык – исчезает вселенная

Язык коренных малочисленных народов Севера – богатейший исследовательский материал. Он помогает увидеть Вселенную другими глазами.

Кто из европейских писателей мог бы сравнить грозовую тучу с распластанной шкурой медведя? А это делают авторы с нашего Севера. В каком языке, кроме нганасанского, есть больше 20 (!) разных слов для обозначения оленя – в зависимости от возраста, внешнего вида (ветвистости рогов), использования. Ненецкий может описать любые различия в состоянии снега. Мягкий, свежий, царапающий лыжи, лежащий на ветвях деревьев – для каждого есть свое название, отдельное слово. Особый взгляд на мир язык отражает не только в лексике, но и в грамматике. У селькупов слова «глаз», «ухо», «нога» обозначают полный комплект, имеющийся у человека, то есть всего по два. А вот если надо сказать, что у человека только один глаз, то по-селькупски это будет «половина глаза», одноглазый – это «полуглазый», одноногий – «полуногий». В кетском языке, например, растущее дерево – одушевленное; срубленное же тотчас становится неодушевленным, и в тексте появляются соответствующие грамматические формы.

Таймыр день оленевода Все духовное наследие народа выражается в языке. Как только на каком-то языке перестают говорить, рушится мир, который он заключал в себе. Поэтому так важно сохранить северные языки.

Для того чтобы их сохранить, два года назад на Таймыре на базе дошкольной группы ТМК ОУ «Потаповская СОШ № 12» открыта дополнительная разновозрастная группа по изучению энецкого языка, которая работает по принципу «языкового гнезда». Эта методика была придумана когда-то для восстановления языков аборигенов Новой Зеландии и с тех пор успешно применяется по всему миру. Языковое гнездо подразумевает полное погружение в языковую и культурную среду этноса. В прошлом году там же началась работа по восстановлению долганского и нганасанского языков в детском саду и начальной школе поселка Волочанка. Сотрудники поселкового детского сада и родители сшили национальные костюмы каждого народа, сделали люльки, макеты чумов, макеты балков, поделки из камуса, бисера, игрушки из дерева, костей и меха оленя. На сегодняшний день дети могут читать стихотворения, петь песни на родных языках. Малыши понимают и произносят часто употребляемые слова, а детишки постарше могут общаться на языке между собой и с воспитателями.

Остается надеяться, что таки удастся сохранить самобытные сибирские языки.

Знаменитые представители коренных малочисленных народов

Огдо Аксенова – долганская поэтесса, основоположник долганской письменной литературы.

Мотюмяку Турдагин – первый профессиональный художник нганасанского народа.

Григорий Ходжер – советский нанайский писатель.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание
Без рубрики
13 декабря 2024
Шахтеры не подведут!
Генеральный директор АО «СУЭК-Красноярск» Евгений Евтушенко выступил на сессии Законодательного собрания Красноярского края с докладом о деятельности угольных предприятий. Сегодня
Без рубрики
13 декабря 2024
Секрет высокого урожая – в мастерстве и умении наших аграриев работать на грани возможного
«День урожая» в Красноярском крае – праздник не только для сельчан, но и для нас, горожан. Ведь именно деревня кормит