Северный морской путь – уникальная трасса во льдах

Северный морской путь – уникальная трасса во льдах
Арктический морской порт Дудинка. Фото: Олег Кузьмин

Северный морской путь (СМП) – судоходный маршрут в Российской Арктике. Его можно отнести к достопримечательностям Красноярского края. Ведь он не только пролегает у арктических берегов нашего региона, но две его «ветки» даже заходят непосредственно на территорию края: порты Дудинка и Игарка расположены на Енисее в нескольких сотнях километров от берега Карского моря, а порт Хатанга – аналогично на реке Хатанга, впадающей в море Лаптевых.

Всего на пути следования судов, идущих Северным морским путем, встречается около 70 перевалочных пунктов и портов. Среди них Сабетта, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Амдерма, Певек, Беринговский, Провидения и другие.

В официальных российских документах СМП определен как «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация РФ». Он проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты РФ. Этот северный маршрут почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток. Продолжительность навигации составляет два-четыре месяца, использование ледоколов позволяет сделать ее круглогодичной.

История СМП тесно связана с историей Красноярья. Например, в годы Великой Отечественной войны часть грузов, поступающих в СССР по ленд-лизу, шла в красноярские порты именно через него.

Юридические нюансы

В 1991 году Северный морской путь был открыт для международного судоходства. В 2013-м вступил в силу федеральный закон, согласно которому были законодательно закреплены границы СМП, ледокольная и лоцманская проводка судов по нему отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Распоряжением Правительства РФ в 2013 году для управления этим судоходным маршрутом было создано ФГКУ «Администрация Северного морского пути».

Согласно поправкам 2017 года в Кодекс торгового мореплавания РФ, суда под российским флагом обладают исключительным правом на перевозку по СМП нефти, природного газа, газоконденсата и угля, добытых на территории РФ.

Значение для России

Наша страна продолжает активно осваивать Северный морской путь. Маршрут используют такие крупные промышленные компании, как «Норникель», ЛУКОЙЛ, «Газпром», «Роснефть» и многие другие.

Ледовая трасса открывает доступ к изобильным ресурсам Арктики и Сибири – сегодня здесь добывают 10 % общемировых объемов нефти и 25 % природного газа. Из них 80 % располагаются на Российском Севере. Проект «Восток Ойл», который «Роснефть» разворачивает сейчас на севере Красноярского края, даст мощный толчок для развития СМП.

Арктический путь соединяет устья крупных рек, пролегающих через 70 % территорий РФ. По нему доставляют грузы в прибрежные города: экономика 29 регионов зависит от СМП. Он также помогает развивать международную торговлю – российские производители не только выходят на азиатские рынки, но и меньше тратят на топливо и перевозку, что позволяет снизить стоимость груза.

В 1991 г. СМП был открыт для транснациональной навигации. В 2009 г. Северный морской путь впервые преодолели два корабля, перевозящие коммерческие грузы из Европы в Азию, а уже в 2011 г. их количество увеличилось до 34.

В 2022 г. Китай стал крупнейшим импортером российского СПГ. Через Северный морской путь Россия поставила рекордные его объемы с Южно-Тамбейского месторождения в порты китайских городов Жичжао, Циндао и Циньчжоу.

Атомоходы – наши!

Россия – единственная страна в мире, обладающая мощным атомным ледокольным флотом. Суда такого класса позволяют проходить льды практически любой толщины. Флот был создан для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу СМП, в акватории которого сейчас действуют семь линейных атомных ледоколов «Росатомфлота»: «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач», «Арктика», «Сибирь» и «Урал». В строю также находится атомный лихтеровоз* «Севморпуть».

* Лихтеровоз – специализированное судно для перевозки груза в лихтерах или баржах, контейнерах.

 

Цифры и факты

2 трлн руб. составят до 2035 года инвестиции государства в развитие Северного морского пути.

5 600 км – длина Северного морского пути от Карских ворот до бухты Провидения.

14 000 км – кратчайший путь между европейской частью России и Дальним Востоком по СМП. А через Суэцкий канал по Индийскому океану – 23 000 км.

5 770 морских миль – путь от Мурманска до Иокогамы по СМП, в то время как через Суэцкий канал он бы составил 12 840 морских миль.

Северный морской путь используется не только Россией, но и…

  • Китаем (около 60 % от общего объема международных грузов СМП);
  • Южной Кореей (около 20 %);
  • Японией;
  • ЕС;
  • США;
  • Канадой.
Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности