Шекспиру и не снилось

Долгий роман с театром

Шекспиру и не снилось Долгий роман с театром

Юрий Варыгин – личность в Казачинском известная. Почетный гражданин района, заслуженный работник культуры России, кавалер ордена «Знак Почета». Всю свою жизнь он посвятил одному большому делу – народному театру.

Рожден актером

Ему уже за 80, а он все еще активен и искрометен. Читает стихи, песни поет, сценки показывает. И учит молодежь, как на сцене держаться, как в роль вживаться, как правильно передать характер героя. Юрий Яковлевич – легенда Казачинского района. Он основатель местного народного театра, востребованности которого во второй половине прошлого века мог позавидовать любой профессиональный коллектив.

– Я профессию не выбирал, она меня выбрала, – говорит Юрий Варыгин. – Рассказывают: я еще в утробе матери такие кренделя выделывал, что всем понятно было – актером стану. Так и вышло.

Родился Юрий Яковлевич в отдаленном селе Рождественское Казачинского района. 1937 год. В глубинке – ни электричества, ни радио. Заезжие артисты редко здесь появлялись. И откуда эта страсть к лицедейству?

– Меня тянуло подражать людям. Увижу, кто как ходит, – повторяю. В школе мне математика не давалась, зато стихи читал хорошо. Нередко и свои сочинял.

Свои первые горестные рифмы сложил в пять лет, когда отца не стало (мать умерла еще раньше). Лежит зимой на печи, а из груди невольно песня вырывается: «Ой ты, папочка родной, ничего не знаешь. Ты лежишь в земле сырой, нас не вспоминаешь!» Старшая сестра, которая взяла на воспитание младших братишек, аж разрыдалась: «Ничего, Юрочка, все хорошо будет».

Кстати, сестра и воспитала у брата литературный вкус: в доме было много книг. По вечерам устраивали чтения вслух.

А в 10 лет Юрий организовал собственный театр в Рождественском. Повесил в амбаре штору, поставил лавки в «зрительный зал», украсил «театр» срубленными березками, набрал в труппу местных ребятишек и стал режиссером. Его спектакли о войне и сказки пользовались успехом у односельчан.

Выступал и учился

К 18 годам у него уже был обширный репертуар. Он был разговорником и юмористом.

– В армии я чувствовал себя подкованным специалистом – режиссером, знающим, как работать с актерами, – улыбается Юрий Яковлевич.

Служил он во Владивостоке в ансамбле песни и танца Тихоокеанского флота. Ездил по городам, веселил народ. Работал конферансье – вел концерты, читал стихи.

После армии немного поработал актером в Красноярском театре имени Пушкина и Минусинском театре, экстерном окончил театральное отделение культпросветучилища. И поступил ведущим в концертную бригаду Тувинской филармонии.

Небольшим коллективом из пяти человек объездили они почти всю Хакасию и юг Красноярского края. Он выступал и учился. Тогда только начал постигать азы конферанса: как правильно подавать шутки, где стоять на сцене, чтобы все зрители тебя видели, как улавливать настроение аудитории.

– Если в зале были дети, я тут же предлагал спеть колыбельную. Сам ее сочинил, – говорит Юрий Яковлевич и тут же начинает напевать про великовозрастного детину, который без матери не может и шага ступить.

Москва, Ленин

Особой вехой в его жизни стало обучение в Московском государственном институте культуры. В то время попасть в вуз столицы – уже подвиг. А тут режиссерско-актерский факультет! А рядом актеры, которые уже тогда были известны по фильмам: Охлопков, Юрский, Этуш.

Он тогда сыграл много ролей в учебных спектаклях, выходил на подмостки Подмосковья. Но одна роль – в литературно-музыкальной композиции «Заре навстречу», которую ставил народный артист России Роман Корох, – прошла с ним через всю творческую жизнь.

Узнав, что Варыгин может говорить с картавинкой, Корох предложил ему: «Сыграйте роль вождя». Юрий Яковлевич должен был стремительно пройти по сцене, сопровождаемый ликующей толпой, и сказать знакомые всем советским людям слова: «Революция, о необходимости которой говорили большевики, свершилась!»

20 лет успеха

В 1958 году определили Юрия Яковлевича на работу в село Сухобузимское – художественным руководителем районного Дома культуры. А через год он прибыл в село Казачинское: возглавил местный ДК.

Он жить не мог без театра. И в Казачинском создал свой театральный кружок, который вырос потом в заслуженный народный коллектив. Актеров, как говорится, находил на улице:

– Иду, вижу красивую девушку и предлагаю ей прийти в театр играть роль. В коллективе у меня были и учителя, и сельхозработники, и шоферы, и сварщики. Все талантливы. На репетицию они бежали сразу после работы. Снимали робы и преображались.

Первый спектакль – «Женитьба» по Гоголю. В зале районного Дворца культуры – аншлаг. Самодеятельные актеры выкладывались на все сто. И овациям не было конца. Юрий Яковлевич замечает: люди тогда тянулись к искусству. Играли в спектаклях, пели, танцевали. Не за деньги. Просто так, для души.

Казачинский народный театр быстро стал популярным не только в своем районе, но и в соседних. Самодеятельные артисты летом выступали с агитбригадами на полях – поддерживали дух хлеборобов. Участвовали в конкурсах и фестивалях.

– Наш театр был лучшим в крае. Мы горели на сцене и отдавали людям жар своих сердец. Двадцать лет жили полнокровной творческой жизнью. О нас писали солидные газеты и журналы, нас показывали по краевому и центральному телевидению, наши голоса звучали по Всесоюзному радио, а земляк Николай Волокитин написал роман «Осень в Мысах». На базе Казачинского народного театра постоянно проходили творческие лаборатории и конкурсы любительских театров. А на нашей сцене многие режиссеры и актеры края учились режиссуре и актерскому мастерству.

Перестройка

1990-е годы – тяжелые для творческих коллективов. Но Казачинский театр держался. В это перестроечное время стал он лауреатом Восточно-Сибирского фестиваля в Ангарске и Иркутске, который собрал на своих сценических площадках десятки театров с разных концов страны.

Казачинцы представляли весь Красноярский край. Ответственность огромная, а самодеятельные актеры, как назло, в самый ответственный момент забыли текст. В Ангарск они привезли спектакль «Я хочу вашего мужа» по пьесе Михаила Задорнова. Режиссер был уверен: успех обеспечен. А тут такое.

От волнения актрисы, игравшие жену и любовницу, забыли слова. Юрий Яковлевич решил импровизировать. Стал кидать книжки, громко стучать стульями и кричать: «Пошли вон! Не нужны вы мне – ни та, ни другая!» Жюри с удивлением смотрело на сцену, а там разворачивалась комедия. Этот спектакль имел триумфальный успех, публика хохотала от души. После окончания спектакля к казачинцам подходили зрители и хвалили: «Молодцы!»

В 1992 году Юрий Варыгин ушел на преподавательскую работу в шапкинскую школу (где открыл детский театр). В районном Доме культуры работает другой театральный коллектив, который создали ученики Юрия Яковлевича. Варыгина приглашают на репетиции консультантом. Дело его продолжается, живет.

Фото Андрея АФАНАСЬЕВА, из архива Юрия ВАРЫГИНА

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 ноября 2024
На ней все держится
Молодые мамы становятся старше. По статистике, приведенной в проекте Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности, средний
Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это