Юрий Варыгин – личность в Казачинском известная. Почетный гражданин района, заслуженный работник культуры России, кавалер ордена «Знак Почета». Всю свою жизнь он посвятил одному большому делу – народному театру.
Рожден актером
Ему уже за 80, а он все еще активен и искрометен. Читает стихи, песни поет, сценки показывает. И учит молодежь, как на сцене держаться, как в роль вживаться, как правильно передать характер героя. Юрий Яковлевич – легенда Казачинского района. Он основатель местного народного театра, востребованности которого во второй половине прошлого века мог позавидовать любой профессиональный коллектив.
– Я профессию не выбирал, она меня выбрала, – говорит Юрий Варыгин. – Рассказывают: я еще в утробе матери такие кренделя выделывал, что всем понятно было – актером стану. Так и вышло.
Родился Юрий Яковлевич в отдаленном селе Рождественское Казачинского района. 1937 год. В глубинке – ни электричества, ни радио. Заезжие артисты редко здесь появлялись. И откуда эта страсть к лицедейству?
– Меня тянуло подражать людям. Увижу, кто как ходит, – повторяю. В школе мне математика не давалась, зато стихи читал хорошо. Нередко и свои сочинял.
Свои первые горестные рифмы сложил в пять лет, когда отца не стало (мать умерла еще раньше). Лежит зимой на печи, а из груди невольно песня вырывается: «Ой ты, папочка родной, ничего не знаешь. Ты лежишь в земле сырой, нас не вспоминаешь!» Старшая сестра, которая взяла на воспитание младших братишек, аж разрыдалась: «Ничего, Юрочка, все хорошо будет».
Кстати, сестра и воспитала у брата литературный вкус: в доме было много книг. По вечерам устраивали чтения вслух.
А в 10 лет Юрий организовал собственный театр в Рождественском. Повесил в амбаре штору, поставил лавки в «зрительный зал», украсил «театр» срубленными березками, набрал в труппу местных ребятишек и стал режиссером. Его спектакли о войне и сказки пользовались успехом у односельчан.
Выступал и учился
К 18 годам у него уже был обширный репертуар. Он был разговорником и юмористом.
– В армии я чувствовал себя подкованным специалистом – режиссером, знающим, как работать с актерами, – улыбается Юрий Яковлевич.
Служил он во Владивостоке в ансамбле песни и танца Тихоокеанского флота. Ездил по городам, веселил народ. Работал конферансье – вел концерты, читал стихи.
После армии немного поработал актером в Красноярском театре имени Пушкина и Минусинском театре, экстерном окончил театральное отделение культпросветучилища. И поступил ведущим в концертную бригаду Тувинской филармонии.
Небольшим коллективом из пяти человек объездили они почти всю Хакасию и юг Красноярского края. Он выступал и учился. Тогда только начал постигать азы конферанса: как правильно подавать шутки, где стоять на сцене, чтобы все зрители тебя видели, как улавливать настроение аудитории.
– Если в зале были дети, я тут же предлагал спеть колыбельную. Сам ее сочинил, – говорит Юрий Яковлевич и тут же начинает напевать про великовозрастного детину, который без матери не может и шага ступить.
Москва, Ленин
Особой вехой в его жизни стало обучение в Московском государственном институте культуры. В то время попасть в вуз столицы – уже подвиг. А тут режиссерско-актерский факультет! А рядом актеры, которые уже тогда были известны по фильмам: Охлопков, Юрский, Этуш.
Он тогда сыграл много ролей в учебных спектаклях, выходил на подмостки Подмосковья. Но одна роль – в литературно-музыкальной композиции «Заре навстречу», которую ставил народный артист России Роман Корох, – прошла с ним через всю творческую жизнь.
Узнав, что Варыгин может говорить с картавинкой, Корох предложил ему: «Сыграйте роль вождя». Юрий Яковлевич должен был стремительно пройти по сцене, сопровождаемый ликующей толпой, и сказать знакомые всем советским людям слова: «Революция, о необходимости которой говорили большевики, свершилась!»
20 лет успеха
В 1958 году определили Юрия Яковлевича на работу в село Сухобузимское – художественным руководителем районного Дома культуры. А через год он прибыл в село Казачинское: возглавил местный ДК.
Он жить не мог без театра. И в Казачинском создал свой театральный кружок, который вырос потом в заслуженный народный коллектив. Актеров, как говорится, находил на улице:
– Иду, вижу красивую девушку и предлагаю ей прийти в театр играть роль. В коллективе у меня были и учителя, и сельхозработники, и шоферы, и сварщики. Все талантливы. На репетицию они бежали сразу после работы. Снимали робы и преображались.
Первый спектакль – «Женитьба» по Гоголю. В зале районного Дворца культуры – аншлаг. Самодеятельные актеры выкладывались на все сто. И овациям не было конца. Юрий Яковлевич замечает: люди тогда тянулись к искусству. Играли в спектаклях, пели, танцевали. Не за деньги. Просто так, для души.
Казачинский народный театр быстро стал популярным не только в своем районе, но и в соседних. Самодеятельные артисты летом выступали с агитбригадами на полях – поддерживали дух хлеборобов. Участвовали в конкурсах и фестивалях.
– Наш театр был лучшим в крае. Мы горели на сцене и отдавали людям жар своих сердец. Двадцать лет жили полнокровной творческой жизнью. О нас писали солидные газеты и журналы, нас показывали по краевому и центральному телевидению, наши голоса звучали по Всесоюзному радио, а земляк Николай Волокитин написал роман «Осень в Мысах». На базе Казачинского народного театра постоянно проходили творческие лаборатории и конкурсы любительских театров. А на нашей сцене многие режиссеры и актеры края учились режиссуре и актерскому мастерству.
Перестройка
1990-е годы – тяжелые для творческих коллективов. Но Казачинский театр держался. В это перестроечное время стал он лауреатом Восточно-Сибирского фестиваля в Ангарске и Иркутске, который собрал на своих сценических площадках десятки театров с разных концов страны.
Казачинцы представляли весь Красноярский край. Ответственность огромная, а самодеятельные актеры, как назло, в самый ответственный момент забыли текст. В Ангарск они привезли спектакль «Я хочу вашего мужа» по пьесе Михаила Задорнова. Режиссер был уверен: успех обеспечен. А тут такое.
От волнения актрисы, игравшие жену и любовницу, забыли слова. Юрий Яковлевич решил импровизировать. Стал кидать книжки, громко стучать стульями и кричать: «Пошли вон! Не нужны вы мне – ни та, ни другая!» Жюри с удивлением смотрело на сцену, а там разворачивалась комедия. Этот спектакль имел триумфальный успех, публика хохотала от души. После окончания спектакля к казачинцам подходили зрители и хвалили: «Молодцы!»
В 1992 году Юрий Варыгин ушел на преподавательскую работу в шапкинскую школу (где открыл детский театр). В районном Доме культуры работает другой театральный коллектив, который создали ученики Юрия Яковлевича. Варыгина приглашают на репетиции консультантом. Дело его продолжается, живет.
Фото Андрея АФАНАСЬЕВА, из архива Юрия ВАРЫГИНА