Шерлок, Лара и О’Хара <div>Почему шведская трилогия «Миллениум» стала книжным поп-феноменом?</div>

Шерлок, Лара и О’Хара <div>Почему шведская трилогия «Миллениум» стала книжным поп-феноменом?</div>
Стига Ларссона читает весь мир. Продажи детективной трилогии о приключениях шведского журналиста Микаэля Блумквиста и бисекусальной девушки-хакера Лисбет Саландер превысили прибыльную отметку в 15 миллионов долларов. За «Миллениум» взялся Голливуд. Экранизация первой книги — «Девушки с татуировкой дракона» — главный рождественский релиз следующего года. Кино снимает не абы кто, а Дэвид Финчер, автор «Бойцовского клуба» и «Социальной сети». Такие мастера за средненький проект никогда не возьмутся.
«Гарри Поттер», «Код да Винчи», «Сумерки» — вот она, галерея наиболее популярных мировых бестселлеров первой «десятилетки» 2000-х. Эти книги, как бы к ним не относились, кардинальным образом изменили современную мэйнстрим-культуру. Литературный сериал Джоан Роулинг ввел моду на «новую детскую сказку» — со взрослыми мотивами. Дэн Браун со своими «да Винчи» и «ангелами-демонами» пробудил небывалый читательский интерес к различным тайнам и загадкам истории — особенно религиозным и мистическим. Ну а без «Сумерек» в молодежной среде никогда бы не возникло столь повышенного интереса ко всему вампирскому и готическому. Кровососы атакуют и кинозрителей и читателей — вместе с прочими оборотнями, суккубами и демонами. Баффи — истребительница вампиров о таком успехе могла лишь мечтать…
 

Идеальная страна

И вот — «Миллениум». «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнем», «Девушка, которая взрывала воздушные замки» — продажи трилогии бьют рекорды. Хотя, казалось бы, ничего нового и выдающегося в творчестве Стига Ларссона нет. Его можно даже назвать графоманским и инфантильным. Автор — явный большой ребенок. Швеция Ларссона — Швеция не реальная, а идеальная. Никто не отрицает, что в Скандинавии — одни из наиболее сильных и влиятельных европейских СМИ. Чего стоит один только институт шведских обмудсменов — гражданских защитников, приставленных к редакциям для проверки изложенных в печати фактов. Эдакая служба собственной безопасности, которая, в случае чего, «прижмет» любого нечистоплотного автора к ногтю. Но в «Миллениуме» — а трилогия названа в честь журнала, где работает Микаэль Блумквист — журналисты — не просто видные члены общества. Они — настоящие информационные боги, способные уничтожать бизнес и репутацию крупнейших миллиардеров страны и ставить на колени собственное правительство и спецслужбы. Ради «красного словца» Ларссон создает Швецию, в которой он, сам по профессии журналист, очень хотел бы жить. Это страна, где любая женщина готова упасть тебе в постель — стоит лишь подмигнуть. Страна, где человек, подкованный в компьютерном деле, может воровать целые состояния с банковских счетов и скрываться от федеральных полицейских сил в центре Стокгольма — и все при помощи обычного домашнего ПК. Страна, где можно изменить даже саму страну — в роли общественных контролеров. «Миллениум» — сказка для взрослых XXI века. А Микаэль и Лисбет — ее герои, более важные, чем, непосредственно, сюжетная история.
 

Женщина-уникум

Вместе с тем, с точки зрения высокой литературы, «Миллениум» — очень слабое произведение. Во-первых, оно перегружено второстепенными героями и описанием различных событий, особо не влияющих на сюжет. Каждую из трех книг можно смело сокращать — раза в два. Видно, что Ларссон — журналист, а не профессиональный писатель. Он чересчур увлекается композицией, но совершенно забывает про стиль. В итоге, через книгу иногда приходится «продираться». Кажется, что Ларссон, как калмык — «что вижу, то пою». И что это не писатель ведет мысль, а мысль — писателя. Но вот какая интересная штука: графоманство стало залогом ларссоновского успеха. Сюжетная неразбериха всякий раз и довольно непредсказуемо оборачивается классным финалом. Хотя истории, положа руку на сердце — простоваты. Но благодаря бесконечному «перескакиванию» автора с одного героя на другого, читаются на одном дыхании. И словоблудие вдруг оборачивается компактностью. Как Стигу удалось проделать такой финт и превратить «книгу недостатков» в одно сплошное достоинство? Ответ прост: Лисбет Саландер. Именно она — центробежная сила всего «Миллениума». Не Микаэль Блумквист — журналист-обаяшка, а именно припанкованная и асоциальная девушка, похожая на подростка, переживающего гормональный подъем. Не знаю, создавался ли образ Лисбет по наитию или тщательно продумывался, но факт остается фактом: героинь такого типажа и харизмы в современной поп-литературе не было. В Лисбет Саландер, несмотря на ее тягу к насилию, грубость, нелюдимость и агрессию, вполне можно влюбиться. Ум и смекалка — Шерлока Холмса. Сила и стремительность — от Лары Крофт. А упорство и умение выживать в любой ситуации — без сомнения списан со Скарлетт О’Хары. Добавим сюда прошлое Саландер, покрытое загадками, и ее внутреннюю чувственность — и перед нами героиня — мечта феминистки.
 

Нужны ли продолжения?

Мужчины ненавидят эмансипированных дам, но втайне мечтают овладеть ими. Поэтому Лисбет «универсально любима» обоими полами. То, что она вытворяет — несовместимо с понятиями толерантности. Вместе с тем Саландер живет по собственному кодексу и не нарушает определенных моральных принципов. И, кстати, эта сильная женщина умеет плакать у окна, что только подчеркивает ее уникальность. От Саландер, как и от самого Ларссона, не знаешь чего ждать. И не замечаешь, как «проглатываешь» книжку за книжкой. «Миллениум» — это такая литературная версия сериала «Остаться в живых». Тебя дурят — а ты и и рад. А ведь, если придраться, книги Ларссона — «чернуха» и «бульварщина». Все преступники — жестокие извращенцы. От некоторых сцен откровенно воротит — как от финала «Парфюмера» Патрика Зюскинда. Ларссону удалось проделать то, что однажды получилось у Тарантино с «Криминальным чтивом». Он возвел «палп фикшн» в достаточно высокую культурную степень, украсив ее скандинавским колоритом и странными, но обаятельными действующими лицами. Жаль, что Стиг не дописал «Миллениум» — в цикле планировалось десять книг. Хотя, быть может, продолжения и не нужны. История Лисбет выглядит цельной и законченной, а постоянные «сиквелы» часто превращаются во врагов. Врагов хорошего культурного произведения.

 

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

25 мая 2022
Как уберечь квартиру от воров на время отпуска
Лето – время поездок, отпусков, дач. И этим часто пользуются квартирные воры, проникающие в пустующее жилье. Как обезопасить квартиру от
25 мая 2022
Импортозамещение в «цифре»
События последних месяцев на Украине существенно отразились в том числе и на IT-сфере. О том, с какими новыми вызовами приходится
Потерянные дети
Сегодня Международный день пропавших детей. У него есть трогательный символ — цветок незабудки. Это день скорби и надежды. Скорби по