Новая система оплаты труда стартовала в начале учебного года. О ее особенностях говорилось уже не раз (к примеру, только наша газета опубликовала по этому поводу несколько материалов). С октября в министерстве образования края работает горячая линия – еще один источник информации о НСОТ. Однако, как и ко всему новому, к схеме расчетов жалованья, где учитываются стимулирующие выплаты, привыкнуть непросто. О том, какие вопросы чаще всего задают специалистам горячей линии педагоги и какие ответы они получают, рассказывает главный специалист отдела экономического анализа министерства образования Красноярского края Галина РАЗМЫШЛЯЕВА.
– Горячая линия работает в министерстве образования с октября. С этого момента нам поступило около 300 вопросов. Причем если поначалу было по 15–20 звонков в день, то сейчас поток значительно снизился. Много «технических» вопросов – куда позвонить, кого спросить и т. д.
Чаще всего задают вопросы относительно порядка распределения выплат стимулирующего характера. Действительно, сразу после введения НСОТ сложилась некоторая напряженность – особенно по поводу тех самых баллов. Произошло это из-за того, что была недостаточно проведена разъяснительная работа среди учителей о том, из чего складывается НСОТ, как устанавливаются стимулирующие выплаты.
Один из частых поводов для обращений на горячую линию – относительно персональной выплаты 25,4 %, которая в прежней системе устанавливалась всем работникам в одинаковом размере, т. к. не были разработаны критерии оценки результативности и качества труда. Однако сейчас они распределяются за конкретные достижения педагогов.
Часто задают вопросы по поводу зарплаты молодым специалистам. В тарифной системе размер дополнительной выплаты составлял 50 процентов. В новой системе – 20 процентов. Но это вовсе не означает, что молодые специалисты стали получать меньше. Ведь по НСОТ не несколько, а два разряда. Если по тарифной системе молодому специалисту с высшим образованием присваивали 8-й разряд, то сейчас ему устанавливают оклад на уровне 12-го разряда.
Гарантированная часть зарплаты в соответствии с законом обязана сохраняться абсолютно у всех работников. И, по данным муниципалитетов, это требование закона выполнено. Сумма гарантированной зарплаты у всех разная, ведь она складывается в тарифной системе из тарифной ставки специалиста и компенсационных выплат (надбавки за вредные условия работы, за сельскую местность и так далее), а в новой – из оклада, компенсационных (надбавки за вредные условия работы, за работу в специальных (коррекционных) учреждениях и других) и персональных выплат (за опыт работы в занимаемой должности, за квалификационную категорию, за проверку письменных работ и т. д.).
Новая система оплаты труда была введена с начала учебного года. У многих учителей из-за этого изменилась недельная нагрузка, что тоже повлекло определенную путаницу. Кто-то получил прежнюю зарплату и пришел к выводу, что его зарплата не увеличилась. Обратился за разъяснениями в министерство. Выяснилось – недельная нагрузка в прошлом году у него была 25 часов, а стала 18. При этом он получает те же деньги. То есть на самом деле зарплата увеличилась.
Но больше всего вопросов касается тех самых баллов. Между тем существуют документы, в которых четко описано, что такое стимулирующая выплата и за что она назначается. У коллектива есть возможность в своих положениях об оплате труда установить именно такие критерии оценки результативности и качества труда, которые отражают особенности конкретного учебного заведения. Школы у нас разные. У некоторых гимназий цели – вплоть до мировых достижений. А есть сельские школы, где задачи совсем простые – посадить детей за парту и заставить их учиться.
В положении об оплате труда прописано, за какие именно достижения какое количество баллов может получить педагог. В зависимости от суммы баллов учителю назначают стимулирующую выплату. Делает это комиссия, в состав которой обязательно должен входить участник представительного органа (например, профсоюза или общественной организации).
У нас в крае много школ, где очень добросовестно работают по этой схеме. Могу сказать, что когда в учебном учреждении обеспечена открытость и гласность, то проблем и недовольства в педагогическом коллективе по поводу якобы понизившейся зарплаты обычно не возникает.