Каждая профессия имеет множество нюансов, в том числе зависящих от местности. Абанская средняя школа № 3 заметна уже издалека, хотя бы тем, что пришкольный двор – подлинное произведение паркового искусства.
Но это далеко не все. Это одна из лучших школ района, а в 2011 году возглавляющая ее Наталья Путинцева была признана лучшим директором школы Красноярского края.
– Главную особенность работы здесь, в Абане, выделить сложно, но все же, на мой взгляд как управленца, известный лозунг «Кадры решают все» в сельской местности особенно актуален, – говорит Наталья Петровна. – Здесь не всегда можно сказать: «Вы нам не подходите», – нужно каждому найти то место, ту стезю, где человек мог бы быть максимально полезен.
Основная движущая сила – учительский потенциал. На педагогах лежит груз ответственности и за учеников, и за создание зоны ответственности в школе, за инновации. Поэтому главная задача руководителя – найти ту стезю, на которой человек смог бы максимально реализовать себя и принести наибольшую пользу.
– Насколько широки здесь возможности для педагогического творчества и в чем они выражаются?
– Широта – не то слово. Тот же интернет дает массу возможностей. Мы, как и любое другое образовательное учреждение в крае, можем включаться в любые виды деятельности. Например, у нас очень много творческих коллективов. Кроме того, это исследовательская, спортивная деятельность. Сколько людей – столько и точек для самореализации, как педагогов, так и детей. Тем более сейчас нет проблем с участием в федеральных, краевых, муниципальных проектах. В этом плане время работает на школу.
Если говорить о помощи со стороны медиа, то здесь сложнее, поскольку они не всегда соответствуют тем принципам воспитания, которые мы бы хотели заложить. Но, повторю, возможности очень широки. Для примера: раньше путевку в «Артек» или в «Орленок» давали одну на район – собиралась комиссия и решала, кто из детей достоин поехать. А в прошлом году пять учеников – не из района, а только из нашей школы – побывали в знаменитых детских лагерях.
Но едут туда не просто так: дети подают на конкурс свои достижения, а ведь их надо как минимум иметь. И здесь роль школы очень велика: она включает детей в творческую деятельность, мотивирует их, дает шанс расширить свои познавательные возможности – без «комплекса провинциала» общаться со сверстниками, в том числе и на международном уровне. В нынешнем году были разыграны путевки в Крым, и пятеро наших учеников вошли в число победителей.
– Вы почти тридцать лет работаете в школе. Дети за это время сильно изменились?
– Они всегда разные. Так было, когда я начинала работать педагогом, так и сейчас продолжается. Нынешние дети не только продвинутые в информационных технологиях, более раскрепощенные, свободные, они хотят общаться на равных, не заглядывая в рот учителю. Часто сами быстрее, чем учитель, находят ответы на какие-то свои вопросы.
Хотя, конечно, перемены заметны – например, дети стали более активными, шебутными, неуемными. Видимо, это происходит от изобилия информации и мест, куда можно включиться. И в целом много стало разносторонне развитых детей, хотя в любой сельской местности есть дети, которых замотивировать очень сложно. Тут нужно включать родительский потенциал. Если заработает тандем «семья и школа», если родители сами включаются и помогают (или хотя бы не мешают), тогда все нормально. Нет такого союза – все сложнее.
Все-таки сельские дети отличаются от городских, и прежде всего душевной организацией. Они более склонны к терпению, к сочувствию другим, к толерантности. Например, к нам возят учеников из татарской деревни Стерлитамак, и они нормально вливаются в коллектив. Предубеждений нет, хотя у всех детей уровень развития разный. К тому же, судя по рассказам моих городских коллег, у нас не так явно выражено социальное расслоение. Как-то у нас ровно в этом отношении. Хотя исключения есть, но они редкие.
– Чем вообще абанцы отличаются от прочих людей?
– Судя по моему кругу общения, педагогическому, прежде всего, – активностью. Заинтересованностью в собственной истории, сохранении традиций. У нас постоянно жизнь кипит.
– Есть что-то именно ваше, неповторимое?
– Идея, которую мы приняли за основу, называется «школа – компас». Компас, как известно, указывает четыре направления, так и у нас это, в первую очередь, предоставление возможностей.
Обучение строится на индивидуальных учебных планах. Два года апробируем самоопределение старшеклассников, сотрудничаем со всеми предприятиями Абана, проводим профессиональные пробы на предприятиях. В этом году участвуют 14 различных организаций: районная больница, полиция, Сбербанк, налоговая инспекция, электросети, дорожные службы, лесничество, районная администрация…
Для нас не меньше, чем образование, важно, чтобы человек утвердился в своем решении избрать какую-то профессию, обучаться ей, либо, наоборот, понял, причем вовремя, что это не его. Кстати, с полицией у нас хорошие связи, два года действует «полицейский класс» – двое наших выпускников получили направление в вузы МВД в Омске и Уфе. Такой компас очень важен не только для выбора профессии, а в целом для формирования человека.
Одна из главных марок Абанской школы № 3 – собственный дом моделей.
– Вообще у нас 12 коллекций, и каждый год появляется новая, – рассказывает учитель технологии Лариса Данькова. – Часто спрашивают, откуда берутся идеи. Увидишь какую-нибудь интересную ткань или рисунок – так и начинается творчество…
Каждая коллекция состоит из не менее чем десяти костюмов. Все они – результат авторской фантазии. Работают трое – закройщик, швея и хореограф, который ставит дефиле. Моделями становятся и дети, и учителя. Самая первая коллекция «Гостья из будущего» появилась в 2008 году.