Школа – компас Наталья Путинцева: «Хотелось, чтобы это было не только наше место, но и местного сообщества. Здесь мамочки гуляют, дети катаются на велосипедах и роликах, дорожка есть. Даже городские приезжают»

Школа – компас Наталья Путинцева: «Хотелось, чтобы это было не только наше место, но и местного сообщества. Здесь мамочки гуляют, дети катаются на велосипедах и роликах, дорожка есть. Даже городские приезжают»
Фото Олега Кузьмина

Каждая профессия имеет множество нюансов, в том числе зависящих от местности. Абанская средняя школа № 3 заметна уже издалека, хотя бы тем, что пришкольный двор – подлинное произведение паркового искусства.

Но это далеко не все. Это одна из лучших школ района, а в 2011 году возглавляющая ее Наталья Путинцева была признана лучшим директором школы Красноярского края.

– Главную особенность работы здесь, в Абане, выделить сложно, но все же, на мой взгляд как управленца, известный лозунг «Кадры решают все» в сельской местности особенно актуален, – говорит Наталья Петровна. – Здесь не всегда можно сказать: «Вы нам не подходите», – нужно каждому найти то место, ту стезю, где человек мог бы быть максимально полезен.

Основная движущая сила – учительский потенциал. На педагогах лежит груз ответственности и за учеников, и за создание зоны ответственности в школе, за инновации. Поэтому главная задача руководителя – найти ту стезю, на которой человек смог бы максимально реализовать себя и принести наибольшую пользу.

– Насколько широки здесь возможности для педагогического творчества и в чем они выражаются?

– Широта – не то слово. Тот же интернет дает массу возможностей. Мы, как и любое другое образовательное учреждение в крае, можем включаться в любые виды деятельности. Например, у нас очень много творческих коллективов. Кроме того, это исследовательская, спортивная деятельность. Сколько людей – столько и точек для самореализации, как педагогов, так и детей. Тем более сейчас нет проблем с участием в федеральных, краевых, муниципальных проектах. В этом плане время работает на школу.

Если говорить о помощи со стороны медиа, то здесь сложнее, поскольку они не всегда соответствуют тем принципам воспитания, которые мы бы хотели заложить. Но, повторю, возможности очень широки. Для примера: раньше путевку в «Артек» или в «Орленок» давали одну на район – собиралась комиссия и решала, кто из детей достоин поехать. А в прошлом году пять учеников – не из района, а только из нашей школы – побывали в знаменитых детских лагерях.

Но едут туда не просто так: дети подают на конкурс свои достижения, а ведь их надо как минимум иметь. И здесь роль школы очень велика: она включает детей в творческую деятельность, мотивирует их, дает шанс расширить свои познавательные возможности – без «комплекса провинциала» общаться со сверстниками, в том числе и на международном уровне. В нынешнем году были разыграны путевки в Крым, и пятеро наших учеников вошли в число победителей.

– Вы почти тридцать лет работаете в школе. Дети за это время сильно изменились?

– Они всегда разные. Так было, когда я начинала работать педагогом, так и сейчас продолжается. Нынешние дети не только продвинутые в информационных технологиях, более раскрепощенные, свободные, они хотят общаться на равных, не заглядывая в рот учителю. Часто сами быстрее, чем учитель, находят ответы на какие-то свои вопросы.

Хотя, конечно, перемены заметны – например, дети стали более активными, шебутными, неуемными. Видимо, это происходит от изобилия информации и мест, куда можно включиться. И в целом много стало разносторонне развитых детей, хотя в любой сельской местности есть дети, которых замотивировать очень сложно. Тут нужно включать родительский потенциал. Если заработает тандем «семья и школа», если родители сами включаются и помогают (или хотя бы не мешают), тогда все нормально. Нет такого союза – все сложнее.

Все-таки сельские дети отличаются от городских, и прежде всего душевной организацией. Они более склонны к терпению, к сочувствию другим, к толерантности. Например, к нам возят учеников из татарской деревни Стерлитамак, и они нормально вливаются в коллектив. Предубеждений нет, хотя у всех детей уровень развития разный. К тому же, судя по рассказам моих городских коллег, у нас не так явно выражено социальное расслоение. Как-то у нас ровно в этом отношении. Хотя исключения есть, но они редкие.

– Чем вообще абанцы отличаются от прочих людей?

– Судя по моему кругу общения, педагогическому, прежде всего, – активностью. Заинтересованностью в собственной истории, сохранении традиций. У нас постоянно жизнь кипит.

– Есть что-то именно ваше, неповторимое?

– Идея, которую мы приняли за основу, называется «школа – компас». Компас, как известно, указывает четыре направления, так и у нас это, в первую очередь, предоставление возможностей.

Обучение строится на индивидуальных учебных планах. Два года апробируем самоопределение старшеклассников, сотрудничаем со всеми предприятиями Абана, проводим профессиональные пробы на предприятиях. В этом году участвуют 14 различных организаций: районная больница, полиция, Сбербанк, налоговая инспекция, электросети, дорожные службы, лесничество, районная администрация…

Для нас не меньше, чем образование, важно, чтобы человек утвердился в своем решении избрать какую-то профессию, обучаться ей, либо, наоборот, понял, причем вовремя, что это не его. Кстати, с полицией у нас хорошие связи, два года действует «полицейский класс» – двое наших выпускников получили направление в вузы МВД в Омске и Уфе. Такой компас очень важен не только для выбора профессии, а в целом для формирования человека.

Одна из главных марок Абанской школы № 3 – собственный дом моделей.

– Вообще у нас 12 коллекций, и каждый год появляется новая, – рассказывает учитель технологии Лариса Данькова. – Часто спрашивают, откуда берутся идеи. Увидишь какую-нибудь интересную ткань или рисунок – так и начинается творчество…

Каждая коллекция состоит из не менее чем десяти костюмов. Все они – результат авторской фантазии. Работают трое – закройщик, швея и хореограф, который ставит дефиле. Моделями становятся и дети, и учителя. Самая первая коллекция «Гостья из будущего» появилась в 2008 году.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

28 мая 2022
«Ваш счетчик не соответствует нормативам…»
Всевозможные аферисты не останавливаются в своих попытках заработать на доверчивых гражданах. Нередко пользуются проверенными способами обмана, например, рассылая якобы официальные документы от
Три четверти успеха
85 лет назад, 21 мая 1937 года, началась знаменитая советская экспедиция «Северный полюс – 1» под руководством Ивана Дмитриевича Папанина.
О настоящем и будущем Норильска
Вторая в мае сессия Законодательного собрания состоялась всего лишь через неделю после первой. При этом особый интерес вызывали вопросы о