Наши бабушки ходили в школу пешком – километра так за три-четыре, мамы и папы еще помнят чернильницы и уроки чистописания, мы сами писали рефераты от руки, штудируя энциклопедии в библиотеке. Все это для нынешних школьников кажется уже фантастикой. Современная школа дает в разы больше современных же возможностей – для учебы, совершенствования и личностного развития.
Всех школьников, которые раньше ходили бы в школу пешком, возит автобус, точнее 663 школьных автобуса. Только на учебники и только в этом году потрачено 200 млн рублей, этого достаточно для покупки 700 тысяч новеньких книг. А для подготовки школ к учебному году потрачено 2 млрд рублей –это новые спортзалы, чистые классы и школьная техника.
«Нажми на кнопку…»
А тогда, уже в далеких 90-х, просто персональный компьютер казался непозволительной роскошью. И кто не помнит классы информатики, где один агрегат приходился на двоих или троих старшеклассников? Громоздкие мониторы, языки программирования, клавиатура, на которой в прямом смысле нужно было выстукивать слова – иначе она не поддавалась. Теперь все классы информатики укомплектованы полностью, ученики смотрят видео через проектор, пишут на сенсорных досках, собирают роботов и узнают о перекличке через сайт школы.
Конечно, у такого прогресса есть и «минусы» – если раньше страницу с двойкой можно было вырвать из дневника, то теперь результаты скрыть сложно – во многих школах родителям приходит рассылка с оценками любимого чада.
Равные возможности
Но больше всего такому прогрессу рады те, чьи возможности отличаются от возможностей большинства. В апреле 2010 года в крае появился Центр дистанционного образования детей-инвалидов. Особым образом оснащенное рабочее место позволяет частично или полностью компенсировать ограничения, связанные с нарушением функций опорно-двигательного аппарата: школьнику предоставляются специальные клавиатуры, альтернативные устройства ввода информации, управления компьютером.
Учащиеся центра имеют возможность получить дополнительное образование на курсах трех направлений: гуманитарного, естественно-математического, технологического. Есть и курсы, направленные на получение базового школьного образования и рассчитанные на участие в творческой, проектной, исследовательской деятельности.
Здоровье – превыше всего
Теперь первоклашкам выдают «школьное молоко» – не «за вредность», а для укрепления здоровья. Ежедневно ученик получает 250 мл молока в красочной коробочке, и так будет до 4-го класса включительно. Действие программы «Школьное молоко» рассчитано на 2012–2014 годы. В течение этого времени врачи будут наблюдать за тем, какой оздоровительный эффект она дает.
Внимание детскому оздоровлению уделяется сейчас как никогда раньше – летом на отдых детей края в спортивных, экологических лагерях, организацию работы в трудовых отрядах, безопасность потрачено около 2 млрд рублей. Если раньше уйти из пионерлагеря можно было через любую дыру в заборе, то теперь периметр каждого лагеря просматривается видеокамерами, а в каждом учреждении есть заместитель по безопасности.
Остаться в крае
И это совсем-совсем не все. Если раньше английский хорошо знали только те, у кого родители платили за дополнительные занятия, то сейчас «инглиш» учат аж со второго класса. А если школьник ходит на занятия в языковую школу, ему не обязательно изучать этот предмет в школе – оценки перезачтут. Также перезачтут пятерки и четверки тех, кто занимается в изостудии, музыкальной или спортивной школах.
Теперь не нужно ехать на вступительные экзамены в вузы – достаточно один раз достойно сдать ЕГЭ, а потом отправить копии в пять учебных заведений на три специальности в каждом. Да и ЕГЭ для сдающих в следующем году имеет совсем другой «срок годности» – пять лет.
В нашем крае есть уникальные школы, которые поддерживаются региональными властями, – их известность уже давно перешагнула краевые границы. Достаточно назвать хотя бы Школу космонавтики и Физико-математическую школу при СФУ, у которой в текущем году был первый выпуск.
И все это делается для того, чтобы дети, окончив школы и институты, оставались жить и работать в крае, уверен губернатор Лев Кузнецов:
В первую очередь мы должны сделать так, чтобы наши дети связывали свое будущее с наши краем, понимали его, любили, гордились. Как этого добиться – вопрос к профессионалам. Нужно подумать и создать новые подходы к нашей работе, чтобы дети, которые учатся, например, в Новоангарске, хотели стать горняками. Они сегодня видят и уважают труд своих родителей. Подобные примеры есть у нас и в Норильске, и в Железногорске.