В начале учебного года принято подводить итоги и строить планы. Краевой площадкой для этого уже многие годы остается августовский педсовет, объединяющий всех учителей нашего большого края. О достижениях, задачах и планах, обсужденных на главной учительской планерке, нам рассказала министр образования и науки края Светлана МАКОВСКАЯ.
– В этом году на педсовете главной темой стало создание новой образовательной среды. Что имеется в виду?
– Говоря об образовательной среде, нужно учитывать три основных составляющих. Это инфраструктура, в которой учится ребенок, это содержание образования – программы, учебный материал, методики и технологии, педагогический состав, и, наконец, атмосфера в школе, отношения, коммуникации. Общемировая тенденция в изменении образовательной среды связана с цифровизацией образования. Это онлайн-курсы, облачные сервисы, электронные библиотеки. Содержание образования серьезно расширяется, а образовательная среда выходит за пределы школы – происходит размывание ее границ. Учитель уже перестал быть единственным источником знаний, потому что ребенок легко получает информацию из глобальной Сети. И это – первое, с чем мы должны научиться работать, не замыкаясь в рамки школьного курса.
– Как изменится инфраструктура?
– Сегодня она тоже не может быть ограничена только зданием учебного заведения. Мы выстраиваем практико-ориентированные подходы в среднем профессиональном образовании, разворачиваем работу по переносу части образовательного процесса на предприятия края, вместе с работодателями создаем высокотехнологичную инфраструктуру. Но и внутри самой школы должны появляться инновационные подходы, которые связаны с изменением содержания образования. Чтобы разрабатывать проекты, традиционных классов недостаточно. Нужны пространства, где дети могут собираться, – новые библиотеки, другие лаборатории. Сейчас есть лабораторные комплексы, в которых можно проводить практические эксперименты, и электронные ресурсы, где можно их моделировать.
Край включился в приоритетный федеральный проект создания современной образовательной среды для школьников, он будет реализовываться до 2025 года. В год планируется строить минимум по три крупные школы в краевом центре и небольшие образовательные центры в сельских территориях. Но это не просто новые здания – это другое содержание обучения, современная образовательная среда. В этом году строим две школы – в Красноярске на 1 280 мест, она уже спроектирована под новые федеральные образовательные стандарты, и в деревне Петропавловка Курагинского района на 115 мест. Также в 2017-м начинается строительство еще четырех школ. В Канске – на 550 мест, в Красноярске – в районе Покровский. Появятся новые школы в микрорайонах Преображенский и Солнечный в рамках частно-государственного партнерства.
По поручению губернатора разработан проект образовательного центра малой наполняемости на 50–70 учащихся. Малокомплектных школ в крае много, практически все деревянные. Проект отвечает всем требованиям новой образовательной среды и государственных стандартов, при этом он достаточно недорогой, чтобы мы могли быстро заменить те школы, которые у нас в ветхом состоянии.
Серьезный посыл сделал губернатор на педагогическом совете, сказав о том, что педагогические кадры должны перестраивать процесс методической работы, и лучшие практики, которые есть сегодня, должны быть более массовыми и давать более серьезный образовательный результат. Пока не все, что демонстрируют наши выпускники, нас устраивает. Это связано в том числе и с качеством профильной математики.
– Мы так и остаемся регионом гуманитариев?
– Да, у нас каждый пятый выпускник демонстрирует высокий уровень подготовки по русскому языку и литературе. Таких результатов по математике у нас, к сожалению, пока нет. Однако за последние два года в этом направлении много сделано.
Во-первых, это создание по инициативе главы края специализированных классов математической, естественно-научной и инженерно-технологической направленности в кооперации с высшими учебными заведениями – Сибирским государственным университетом науки и технологий и Сибирским федеральным университетом. Сейчас в крае их 79, в предстоящем учебном году будет 112.
Значимым шагом в открытости образовательной среды стало появление детского технопарка «Кванториум», который предполагает развитие технического творчества через решение конкретных задач, самореализацию школьников. Помимо этого, краевая школа космонавтики совместно с Сибирским государственным университетом науки и технологий начинает реализовывать проект «Техношкола», позволяющий готовить молодых инженеров со школьной скамьи.
А в сентябре 2018 года на базе СФУ откроется краевая физико-математическая школа. Она рассчитана на 500 учащихся, половина из них будет проживать в интернате. Здание школы уже фактически построено, сейчас разрабатывается концепция функционирования учреждения.
– А какие результаты в области точных наук мы имеем сейчас?
– Два года край участвует в инженерной олимпиаде НТИ, в этом году на всероссийском уровне было заявлено 16 наших участников, из них четверо стали победителями и призерами. Результаты неплохие, на следующий год ставим задачу более массового участия школьников в этом мероприятии. Мы будем развивать систему технологического образования за счет повышения технологической грамотности подготовки молодежи к жизни и профессиональной деятельности в новой экономике. Но это не означает, что гуманитарным наукам будет уделяться меньше внимания. Образование должно быть системным, комплексным и сбалансированным.
– Школы станут принципиально другими – а что именно изменится?
– В части пространственно-архитектурных решений – это большие кабинеты, в которых помимо фронтальной работы ребенок сможет заниматься в группах. Это просторные фойе, где тоже можно организовать деятельность ребенка, по-другому сконструированная библиотека со свободным для общения пространством. Несколько спортивных залов, залы для хореографии, возможность во второй половине дня реализовывать дополнительное образование в самой школе. Кабинеты оснащаются современным оборудованием по единым для всей России стандартам: ребенок и в столице, и в регионе будет иметь равные возможности.
– А можем ли мы влиять на атмосферу в школах?
– Мы обязаны на нее влиять, ведь это воспитательная функция школы. Среда, в которой живут школьники, а это и социальные сети, часто оказывает не только позитивное, но и разрушающее влияние на психическое и моральное здоровье детей. В этом случае учителя должны научить школьников использовать все имеющиеся электронные ресурсы, но при этом разбираться в потоках информации.
– У нас есть примеры, когда учителя выходят в информационное пространство?
– Несколько лет мы реализуем проект дистанционного образования детей в условиях дефицита педагогических кадров. Сегодня более 40 сельских школ включены в дистанционное образование.
Если говорить о проектах, которые реализуют учителя, то это онлайн-курсы, электронные библиотеки, предметные олимпиады – вариантов много. Этот формат позволяет сделать образование индивидуальным, потому что с помощью специальных программ можно отследить образовательную траекторию каждого ребенка.
И в социальных сетях есть проекты – группы внутри школы или класса, когда взрослые и дети общаются вместе. В основном это проекты воспитательные. Например, в лицее № 9 Красноярска разработали командно-ролевую игру, которая позволяет школьникам реализовывать реальные проекты. Если в школе выстроены доверительные отношения, то есть и детско-взрослые группы в соцсетях.
– Что пожелаете перед началом учебного года родителям и школьникам?
– Родителям хотелось бы пожелать терпения и толерантности. Не путайте свои цели и желания с желаниями и возможностями ребенка, дайте ему больше свободы и позвольте учиться самостоятельности. Школьникам я желаю успехов, творчества, радости и открытий на пути освоения знаний. Уверена, новый учебный год станет для каждого из вас результативным, ярким, наполненным интересными событиями и открытиями.