«Школа – самое лучшее место на Земле»

О современной системе образования и свободе выбора

«Школа – самое лучшее место на Земле» О современной системе образования и свободе выбора

Вопрос о том, как именно нужно учить детей, во все времена являлся одним из самых дискуссионных. Наверное, потому, что ни одна из самых лучших методик еще никогда не давала гарантированного стопроцентного результата. Над вопросом «Как воспитать Человека?» бьются и сейчас – в современной школе. О том, насколько успешно, мы решили перед началом нового учебного года побеседовать с преподавателем русского языка и литературы красноярского лицея № 9 «Лидер» Светланой Викторовной БАНТЫШ.

Бантыш – Вы выбрали профессию учителя – почему?

– Я с детства любила учить: собирала ребятишек во дворе и учила читать всех, кто еще в школу не пошел. Ну и потому, что люблю детей. Прелесть нашей профессии в том, что мы работаем… со счастьем. Ребенок долго не может быть расстроен, пребывать в какой-то тоске, длительно переживать какую-то проблему… Дети быстро переключаются, почти всегда в хорошем настроении. Именно поэтому я считаю, что школа – это самое замечательное место, где нет даже поводов для какого-то уныния: вокруг нас, взрослых, такие настоящие батарейки Energizer, от которых мы заряжаемся радостью. Ну и потом, ты отчетливо понимаешь: как ты сейчас в школе работаешь, то, в принципе, такое будущее у тебя и будет. Если вложишь в голову то, что о стариках нужно заботиться, что они беззащитны, – получишь обеспеченную старость… Привьешь ненависть к окружающему миру, к школе – ну, таких людей и получишь в итоге… Говорят же про Грамматикова (режиссера. – Прим. ред.), что не очень у него хорошие воспоминания о школе, вот поэтому такой образ учителя в «Ералаше». В школе вообще закладываются основы представления о мире. И поэтому там должны работать очень творческие, энергичные, в общем, самые лучшие люди! Это обязательно.

У известного педагога Шалвы Амонашвили я как-то прочла, что если «у человека есть хоть один учитель, который оставил след в его жизни, то школа оправдывает себя». У вас такой учитель был?

– Да, это моя классная руководительница Зырянова Надежда Ивановна, тоже преподаватель русского языка и литературы. Мы до сих пор к ней ходим на день рождения всем классом. Причем интересно, когда-то я слушала ее советы, а сейчас она меня спрашивает, что я думаю по тому или другому вопросу.

Чем она отличалась от остальных?

– Отношением к нам. Оно как к родным детям было. Понимаете, если ты что-то делаешь, нужно делать это искренне. Мы чувствовали, что ей не все равно, как и что с нами происходит. Наш класс был для нее не просто работой. Мы без конца ходили в походы, у нас было много праздников… Мы постоянно шили какие-то костюмы, плясали, разыгрывали театральные представления. У нас в классе была бурная жизнь…

Когда пришли в школу, был уже образец определенный, которому хотелось соответствовать?

– Да, образцы были. Это были наши современные российские педагоги – В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин… Последний создал свою школу – не только в методическом смысле, он с учениками здание строил… И первое, что я сделала в школе (я была классным руководителем четвертого класса), – покрасила пол. В зеленый цвет, с трафаретным изображением ромашек. Помню, администрация заходит и ахает: «Что это?» (Смеется.)

Ругали?

– Ну а как вы думаете?! Это же было ни с кем не согласовано… А мне казалось – как здорово: дети с таким энтузиазмом обустраивали кабинет, всем нравилось.

А вообще школа, если говорить о системе, сильно ограничивает творческие порывы учителя?

– Нет. У нас – нет. Наш лицей – это федеральная инновационная площадка Министерства образования и науки РФ, где по новым федеральным государственным стандартам отрабатываются новые модели образования. Так, например, образовательное пространство подростка в 5–6-х классах устроено как пространство выбора. Для этого по базовым предметам предлагаются разные мастерские, лаборатории, конструкторские бюро. В 5–6-х классах размывается классно-урочная система: на выбранные мастерские ребенок попадает в мобильную группу, которая меняется в зависимости от выбора. Единицей становится параллель, а не класс. Экскурсии, походы, путешествия и т. п. – это тоже формы проведения учебных занятий. Пространство перестает быть только реальным, появляются реально-виртуальные курсы. Лицейский сайт – место продолжения деятельности учителя и учащегося: кроме общения на форуме (между педагогом, родителем и ребенком), на сайте ребенок выкладывает свои продукты (тексты, фотографии, рисунки, проекты), может получить к ним отношение, а также обучается по виртуальным программам. В начале учебного года ребята проходят так называемую вертушкуспециальным образом обустроенную процедуру знакомства с мастерскими, лабораториями, конструкторскими бюро, в которых ребенок 5-го и 6-го класса будет осваивать программу. Во время вертушки учебная единица – это класс. Задача педагога – показать в деятельности, чем будут заниматься дети в данной мастерской, каких результатов достигнут, как будет проходить аттестация в конце четверти. Вертушка проходит один раз в год в первую неделю учебного года для 5-х и 6-х классов. После вертушки ребята делают выбор (процедура формирования индивидуального учебного плана ребенка). Также выбор происходит в конце каждой четверти. Ребенок выбирает в «Личном кабинете» из предложенного списка мастерских те, на которые он будет ходить в течение четверти. По базовому предмету нужно обязательно выбрать одну мастерскую. Списки автоматически появляются в кабинете администраторов и педагога, ведущего мастерскую.В течение четверти ребенок получает не отметки, а развернутый комментарий к своим работам в личном кабинете, причем акцент делается не на ошибки, а на достижения. В конце каждой четверти проходит итоговая аттестация по всем предметам.

А суть программы? Она та же самая?

– Да, конечно. Если у нас в 5-м классе темы «Существительное», «Прилагательное», то это мы и изучаем. Только форма другая. Вот, к примеру, «Виртуальный учебник по русскому языку». Мы с ребятами его сами создаем – записываем в студии видеоуроки, аудиодиктанты, сочиняем лингвистические сказки и т. п., выкладываем эти материалы на сайте. Потом другие дети могут им пользоваться, работая с определенной темой.

А такие формы, которые далеки от стандартов, – они позволяют лучше усваивать материал?

– Меня часто спрашивают: а как у вас качество? Я говорю: вы хотите узнать, стало ли больше отличников? Нет, не стало. Но смысл не в этом. Вот, например, сейчас проблема: отсутствие креативных людей – тех, кто может создавать что-то новое. А откуда им взяться? Если человек 11 лет все делал по шаблону? У ребенка очень богатая фантазия. Ее надо развивать. Мы хотим на занятиях научить ребенка планировать, делать выбор, нести ответственность, работать в команде и т. п.

лицей №9– Но для себя какой делаете вывод – лучше усваивают материал или нет?

– Конечно, лучше. То, что я понимаю, со мной остается на всю жизнь. То, что я просто выучил, у доски рассказал, часто – вышел и забыл. Наша цель – грамотная речь. И письменная, и устная.

– И чтобы ребенок любил язык…

– Ну, это обязательно! Изучение ребенком предмета должно быть осмысленным.

Трудно в наше время быть педагогом и учить детей светлому и доброму? В школе говорят одно, он приходит домой, включает телевизор или заходит в Интернет и видит совсем другое…

– Это тоже имеет отношение к умению сделать выбор. Мы не в силах поменять весь мир вокруг себя. Но мы можем по-другому относиться к тому, что происходит. К примеру, многие люди сквернословят. Значит ли это, что нам нужно поступать так же?! Ребенку стоит знать – мир не идеален. Наша задача – воспитать правильное отношение к тому, что ты видишь. Нужно научить детей делать выбор и нести ответственность за него.

– Почему в последнее время произошла девальвация профессии учителя? Вспомните «Последний поклон» Астафьева, когда к заболевшему Вите приходит школьный учитель, а бабушка не знает, на какое место его посадить и чем угостить.

– Я тут не вижу никакой трагедии. Просто раньше учитель – это был единственный грамотный человек на сотни безграмотных. И тогда роль учителя как человека, который в буквальном смысле открывает тебе мир, была очень высока. А сейчас взял планшет – и пожалуйста, никаких проблем с информацией… Важно другое: нужно понять, что мы не просто информацию передаем. Мы учим с ней обращаться.

К учителю отношение изменилось не потому, что общество поменялось и стало каким-то плохим. Оно – другое. Сейчас оценивают и профессионализм преподавателя, и его человеческие качества. И это нормально. Хотя есть тенденция, не в обиду вам будет сказано, СМИ почему-то видят в основном негатив…

А как реалии сегодняшнего времени отразились на детях? Существует мнение, что они стали менее управляемыми…

– Не согласна. Да, мои первые ученики – они в чем-то отличались от современных, но если речь сейчас идет именно о человеческих качествах, то никаких разительных перемен не произошло. Изменились не дети – взрослые. Ребенок рождается замечательным – а на то, каким именно он потом становится, влияем мы, взрослые. Не время надо винить, нужно обратить внимание на то, как оно изменило взрослых, которые рядом с ребенком.

Вы упомянули роль СМИ. Да, СМИ рассказывают, например, о поборах… Родителям нужно деньги сдать на парты, на канцелярию, на подарки… Как вы относитесь к этому явлению?

– Не знаю, у нас таких заявлений нет. Но невозможно сделать в школе очень многое только на деньги, которые выделяются из расчета на одного ученика, – около 1 300 рублей на год. У нас 1 200 учеников – значит, получается около 1,5 миллиона. Много ли это? Как быть, если интерактивная доска стоит не менее 60 тысяч рублей? Откуда их взять? Разумеется, педагоги нашего лицея участвуют в разных грантах и зарабатывают деньги. Но совсем без родителей мы, конечно, не можем обойтись. Большее количество денег – это все-таки гранты. Родительские средства – только десятая часть от того, что нужно. И в этом нет никакого криминала: главное, чтобы родители знали, видели, на что идут средства, могли познакомиться со сметами, расчетами, ценами…

– Изменилось ли, на ваш взгляд, отношение к учителю со стороны государства? Я про заработную плату, например…

– В нашем лицее хорошая зарплата. Новая система оплаты труда мне нравится, там все просто: работай хорошо – и будешь достойно зарабатывать. Почему тот, кто работает меньше, должен получать наравне с тем, кто отдает всего себя? Определенные виды деятельности – участие в олимпиадах, экскурсии и так далее – имеют свое количество баллов. Чем больше ты их заработаешь, тем больше денег получишь из стимулирующего фонда. Другое дело, что в одном месяце сумма может быть больше, в другом – меньше. Ну а что касается отношения к учителю в целом, не знаю, мне сложно об этом говорить… Одно могу сказать, я стала свободнее. Раньше как было? Во всех школах – одно и то же. Ни шага вправо, ни шага влево. Сейчас другие потребности у страны, нужны другие технологии и методики. И у нас есть возможность их применять. Мы вот, к примеру, на уроках литературы устраиваем настоящий театр, разыгрываем роли. В изучении литературы главное, чтобы ребенок не просто прочитал книги по списку, а в том, чтобы любил читать. Участие в театральных постановках повышает интерес к книге.

– Но у многих литература, наоборот, вызывает отвращение к гениальным классическим произведениям…

– А почему? Да потому, что ну не предназначена «Война и мир» Льва Толстого для 15-летних детей! Толстой – философ. И у него много соответствующих отступлений. Дети многого не могут понять в силу возраста.

– И что делать?

– Не идти по пути обязательного списка для чтения. Я считаю, это утопия. Вы же имеете право не любить, к примеру, Маяковского или Набокова? Тут нужно думать, искать подходы… Хорошо, что сейчас у учителя есть определенные возможности для вариаций. Нужно работать не только с классом, а и с каждым ребенком индивидуально.

– Как? Сказать: ты, Саша, читай «Мастера и Маргариту», а тебе, Маша, пока еще рано?

– Не знаю. Нет у меня пока готовых ответов. Мне кажется, это возможно через личные какие-то переживания. Нужно предоставлять ребенку опять же право выбора. Как я поступаю. Изучаем творчество Пушкина с помощью музыкально-литературных композиций. Это не урок в его стандартном виде, а спектакль. Ребенок даже не понимает, что в это время он получает оценку за выученное стихотворение, – он на сцене выступает! Я разрешаю выбрать самое любимое, то, что больше нравится. А чтобы это выбрать – нужно полистать, почитать, вникнуть… А если все 30 человек одно и то же стихотворение рассказывают… Играя роль героя, ребенок по-другому воспринимает произведение, по-особому чувствует то, что хотел донести автор. Готовясь к спектаклю, он не просто заучивает огромные отрывки прозы, но и задумывается: а этот герой, какой он? А потом ребенок сам тебе расскажет, почему он играет роль так, а не иначе. Получается индивидуальное восприятие характера, времени, проблематики. Свои мысли сформирует, а не перескажет то, что для него написали умные дяди в учебнике…

– Говорят, что дети сейчас вообще очень мало читают.

– Детей, которые читают запоем, – их действительно немного. Но и раньше было столько же. И вообще, кто и как проводил такие замеры – когда читали больше, когда меньше?

– Может русская литература для ребенка стать такой своеобразной «прививкой нравственности» или нет? Может человек, который в детстве зачитывался Распутиным или Крапивиным, вырасти и начать брать взятки?

– Думаю, да… Может. Не все от книг зависит. В наш век слово не имеет такого решающего воздействия на человека, как раньше.

– А что имеет? Получается, что педагогика какая-то очень неточная наука. Траекторию полета ракеты рассчитать можно, а чему конкретно научится ребенок, несмотря на все твои старания, вычислить невозможно.

– Ну нет, я не согласна. Не бывает ничего случайного. Просто тут важны многие факторы – и родители, и школа, и государство. Всем миром надо воспитывать. Потому что каждый ребенок – это частица нашего общего будущего. И мы все должны, обязаны в это будущее вкладываться.

ДОСЬЕ

Светлана Викторовна БАНТЫШ

Дата рождения: 3 июля 1963 года

Образование: Красноярский государственный педагогический институт, специальность «учитель русского языка и литературы».

Должность: заместитель директора по воспитательной работе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Общеобразовательное учреждение «Лицей № 9 «Лидер» города Красноярска, учитель русского языка и литературы.

Награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного