Школьникам могут запретить пользоваться мобильными телефонами во время уроков

Школьникам могут запретить пользоваться мобильными телефонами во время уроков
Фото: freepik.com

Более чем вероятно, что с января  2024 года начнет действовать запрет школьникам пользоваться мобильными телефонами во время учебных занятий, за исключением экстренных случаев, прежде всего связанных с опасностью для жизни и здоровья. Согласно большинству прогнозов, соответствующие поправки к федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» пройдут все стадии утверждения в уходящем году.

Ждали давно

Между тем во многих школах уже начали готовиться к грядущим новшествам, о которых говорили давно и прежде всего педагоги.

Мобильный телефон для нынешнего подрастающего поколения нечто большее, чем просто средство связи. Это в некотором роде параллельная реальность – там друзья, развлечения, подсказки на все случаи жизни и многое другое, – основательно вступившая в конфликт с реальностью подлинной. Попросту говоря, мобильник мешает детям учиться, учителям – учить, и потому сама необходимость ограничительной меры не встретила принципиальных возражений ни в парламентской среде, ни в педагогической. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, «принятие закона повысит авторитет учителя, будет способствовать живому общению в классе».

Некоторые педагоги оценивают законодательное новшество как долгожданное.

О необходимости такой меры, как запрет использования мобильных телефонов в школах, говорилось уже давно, однако, признаюсь, уже и не надеялась, что когда-нибудь он решится на законодательном уровне, – говорит Раиса Ахметова, учитель истории Дивногорской гимназии № 10 им. А. Е. Бочкина. – И вот – свершилось. Хотя кричать «ура», наверное, рано – слишком глубоко сидит в наших детях желание общаться с телефоном. Но мы, учителя, теперь знаем, что можем требовать от учащихся в этом плане. Есть закон, на который учитель может сослаться, и будет прав.

Все зависит от культуры семьи

У законопроекта есть множество подводных камней, считает Татьяна Казанова, директор Красноярской средней общеобразовательной школы № 10 с углубленным изучением отдельных предметов имени академика Ю. А. Овчинникова.

В целом к инициативе законодателей отношусь положительно, и прежде всего потому, что это позволит повернуть человека лицом к человеку. Хотя в нашей школе мобильные телефоны не используются на уроках уже более года, у детей очень мало живого общения, они, попросту говоря, друг друга не видят. Но, на мой взгляд, будущее этой инициативы в значительной степени будет зависеть от культуры семьи. Более того, основное сопротивление этому запрету мы получим не от детей, а от родителей, поскольку для многих из них телефон – главный «канал связи» с ребенком. Некоторые родители приучили детей звонить едва ли не каждые полчаса, считают, что это нормально, и наверняка их будет беспокоить то, что ребенок сможет это сделать только в конце учебного дня. Особенно трудно свыкнуться с новой ситуацией будет тем школам, где телефонами разрешали пользоваться постоянно. Кроме того, законодатель запрещает пользование мобильными телефонами не только на уроках, но и на переменах, и возникает вопрос: как это контролировать? Если регламент контроля не будет прописан, его придется составлять самим школам.

Также, по мнению директора, культура станет определяющим фактором в конкретных мерах по реализации законодательного новшества.

Еще в прошлом году делали в классах специальные коробки, в которых ученик может оставить свой телефон. В начальных классах, где один кабинет и один учитель, это не проблема. Для остальных думаем остановиться на этом же варианте. Но я считаю, что лучшее решение – приучить детей хранить телефоны в своих портфелях и не доставать их до конца уроков.


Держать в рюкзаке

Наконец, было бы несправедливым не дать слово «пострадавшей» стороне, т. е. самим школьникам. Мы провели небольшой интернет-опрос среди старшеклассников на тему грядущего расставания со смартфоном – ответы приводятся с сохранением авторского стиля и орфографии. Забегая вперед, отметим – там не все столь ожидаемо и однозначно. Вот, к примеру, два не сходящихся мнения.

Alm17

«Я отношусь к этому крайне негативно тк большинство учащихся может отдохнуть на перемене только благодаря телефону (играм, общением с интернет друзьями и т.д.) отобрать у них телефон, думая, что это побудит его гулять или общаться с одноклассниками глупо, потому что отношения в классе могут быть не самыми лучшими».

Лина

«Я думаю, что это в какой-то мере положительно, так как учителям будет легче вести уроки без отвлеканий на замечания ученикам, которые играют в телефон на уроке, но так же отрицательно, потому что телефон это средство связи, многие родители не могут забирать своих детей из начальной школы из-за работы и для этого они покупали своим детям телефон или у ребенка возникнет необходимость позвонить своим родителям (например поднялась температура) но они этого сделать не смогут. Поэтому я придерживаюсь такого мнения, чтобы дети спокойно использовали свой телефон на переменах, а на уроках его выключали, ставили на беззвучный режим и не доставали из рюкзака».

Однако есть еще один важный момент – старшеклассники едины в оценке той ситуации, когда телефон используется в качестве средства съемки «компромата» на учителя, который, снабдив тенденциозными комментариями, выкладывают в открытый доступ.

«Это максимально мерзко, во-первых, потому что снимать любых людей без их согласия нельзя, а тем более выкладывать куда-то, а если еще это и учитель, то, ему самому будет очень плохо из-за этого, а еще его могут уволитьL

А из-за того, что он выставляет ситуацию в свою пользу, в сети будут оскорблять этого учителя ни за что».

«К этому отношусь очень плохо, все мы люди, у всех есть своя жизнь и выставлять чужую жизнь на показ и при этом выворачивать ситуацию в свою сторону это ужасно, таким ученикам вообще стоит не приносить в школу телефон».

Кстати, именно стремление защитить учителя стало одним из мотивов принятия законопроекта, о чем в интервью «Российской газете» упомянула один из его инициаторов, председатель комитета по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова:

«Все больше мы говорили о правах учащихся. А тем не менее снять на телефон, выложить, сделать педагога объектом насмешек, травли, к сожалению, такое имеет место быть. По сути, это, наверное, посыл такой, что педагог должен быть защищен».

Так или иначе процесс расставания с любимым детским гаджетом будет непростым. Утешение лишь в том, что режим молчания – только до конца уроков.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности