Более чем вероятно, что с января 2024 года начнет действовать запрет школьникам пользоваться мобильными телефонами во время учебных занятий, за исключением экстренных случаев, прежде всего связанных с опасностью для жизни и здоровья. Согласно большинству прогнозов, соответствующие поправки к федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» пройдут все стадии утверждения в уходящем году.
Ждали давно
Между тем во многих школах уже начали готовиться к грядущим новшествам, о которых говорили давно и прежде всего педагоги.
Мобильный телефон для нынешнего подрастающего поколения нечто большее, чем просто средство связи. Это в некотором роде параллельная реальность – там друзья, развлечения, подсказки на все случаи жизни и многое другое, – основательно вступившая в конфликт с реальностью подлинной. Попросту говоря, мобильник мешает детям учиться, учителям – учить, и потому сама необходимость ограничительной меры не встретила принципиальных возражений ни в парламентской среде, ни в педагогической. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, «принятие закона повысит авторитет учителя, будет способствовать живому общению в классе».
Некоторые педагоги оценивают законодательное новшество как долгожданное.
О необходимости такой меры, как запрет использования мобильных телефонов в школах, говорилось уже давно, однако, признаюсь, уже и не надеялась, что когда-нибудь он решится на законодательном уровне, – говорит Раиса Ахметова, учитель истории Дивногорской гимназии № 10 им. А. Е. Бочкина. – И вот – свершилось. Хотя кричать «ура», наверное, рано – слишком глубоко сидит в наших детях желание общаться с телефоном. Но мы, учителя, теперь знаем, что можем требовать от учащихся в этом плане. Есть закон, на который учитель может сослаться, и будет прав.
Все зависит от культуры семьи
У законопроекта есть множество подводных камней, считает Татьяна Казанова, директор Красноярской средней общеобразовательной школы № 10 с углубленным изучением отдельных предметов имени академика Ю. А. Овчинникова.
В целом к инициативе законодателей отношусь положительно, и прежде всего потому, что это позволит повернуть человека лицом к человеку. Хотя в нашей школе мобильные телефоны не используются на уроках уже более года, у детей очень мало живого общения, они, попросту говоря, друг друга не видят. Но, на мой взгляд, будущее этой инициативы в значительной степени будет зависеть от культуры семьи. Более того, основное сопротивление этому запрету мы получим не от детей, а от родителей, поскольку для многих из них телефон – главный «канал связи» с ребенком. Некоторые родители приучили детей звонить едва ли не каждые полчаса, считают, что это нормально, и наверняка их будет беспокоить то, что ребенок сможет это сделать только в конце учебного дня. Особенно трудно свыкнуться с новой ситуацией будет тем школам, где телефонами разрешали пользоваться постоянно. Кроме того, законодатель запрещает пользование мобильными телефонами не только на уроках, но и на переменах, и возникает вопрос: как это контролировать? Если регламент контроля не будет прописан, его придется составлять самим школам.
Также, по мнению директора, культура станет определяющим фактором в конкретных мерах по реализации законодательного новшества.
Еще в прошлом году делали в классах специальные коробки, в которых ученик может оставить свой телефон. В начальных классах, где один кабинет и один учитель, это не проблема. Для остальных думаем остановиться на этом же варианте. Но я считаю, что лучшее решение – приучить детей хранить телефоны в своих портфелях и не доставать их до конца уроков.
Держать в рюкзаке
Наконец, было бы несправедливым не дать слово «пострадавшей» стороне, т. е. самим школьникам. Мы провели небольшой интернет-опрос среди старшеклассников на тему грядущего расставания со смартфоном – ответы приводятся с сохранением авторского стиля и орфографии. Забегая вперед, отметим – там не все столь ожидаемо и однозначно. Вот, к примеру, два не сходящихся мнения.
Alm17
«Я отношусь к этому крайне негативно тк большинство учащихся может отдохнуть на перемене только благодаря телефону (играм, общением с интернет друзьями и т.д.) отобрать у них телефон, думая, что это побудит его гулять или общаться с одноклассниками глупо, потому что отношения в классе могут быть не самыми лучшими».
Лина
«Я думаю, что это в какой-то мере положительно, так как учителям будет легче вести уроки без отвлеканий на замечания ученикам, которые играют в телефон на уроке, но так же отрицательно, потому что телефон это средство связи, многие родители не могут забирать своих детей из начальной школы из-за работы и для этого они покупали своим детям телефон или у ребенка возникнет необходимость позвонить своим родителям (например поднялась температура) но они этого сделать не смогут. Поэтому я придерживаюсь такого мнения, чтобы дети спокойно использовали свой телефон на переменах, а на уроках его выключали, ставили на беззвучный режим и не доставали из рюкзака».
Однако есть еще один важный момент – старшеклассники едины в оценке той ситуации, когда телефон используется в качестве средства съемки «компромата» на учителя, который, снабдив тенденциозными комментариями, выкладывают в открытый доступ.
«Это максимально мерзко, во-первых, потому что снимать любых людей без их согласия нельзя, а тем более выкладывать куда-то, а если еще это и учитель, то, ему самому будет очень плохо из-за этого, а еще его могут уволитьL
А из-за того, что он выставляет ситуацию в свою пользу, в сети будут оскорблять этого учителя ни за что».
«К этому отношусь очень плохо, все мы люди, у всех есть своя жизнь и выставлять чужую жизнь на показ и при этом выворачивать ситуацию в свою сторону это ужасно, таким ученикам вообще стоит не приносить в школу телефон».
Кстати, именно стремление защитить учителя стало одним из мотивов принятия законопроекта, о чем в интервью «Российской газете» упомянула один из его инициаторов, председатель комитета по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова:
«Все больше мы говорили о правах учащихся. А тем не менее снять на телефон, выложить, сделать педагога объектом насмешек, травли, к сожалению, такое имеет место быть. По сути, это, наверное, посыл такой, что педагог должен быть защищен».
Так или иначе процесс расставания с любимым детским гаджетом будет непростым. Утешение лишь в том, что режим молчания – только до конца уроков.