Ни для кого не секрет, что еще 5–10 лет назад многие учреждения профессионального образования становились «фабриками», которые затоваривали рынок никому не нужными специалистами, не готовыми работать с современными технологиями. Понятно, что образовавшийся кадровый «голод» напрямую тормозит рост экономики и модернизацию производств. Однако если Россия намерена двигаться по инновационному пути развития, с такой нехваткой специалистов стране вряд ли удастся пройти по нему хоть несколько шагов. Какие варианты решения кадрового вопроса есть в нашем регионе? О системе подготовки квалифицированных специалистов для нужд краевой экономики мы беседуем с министром образования и науки Красноярского края Вячеславом БАШЕВЫМ.
Близится сезон выпускных балов – в школах, вузах, лицеях. Молодые люди, получившие аттестат зрелости, должны принять решение о том, какую профессию выбрать. Студенты с долгожданными дипломами – о том, как найти место приложения обретенных знаний. Серьезная задача, от решения которой зависит вся дальнейшая жизнь.
– Вячеслав Владимирович, в крае действует программа модернизации системы профобразования. Каковы ее основные направления и можно ли сегодня подвести некоторые итоги?
– Начну с того, что система включает в себя более ста учреждений начального и среднего профобразования. В современных условиях образовательным учреждениям необходимо не просто дать определенный набор знаний своим выпускникам, но сделать их востребованными, успешными специалистами. Поэтому программа модернизации изначально преследовала главную цель: максимально адаптировать все учреждения к потребностям экономики края и привлечь работодателей к процессу подготовки специалистов.
Одним из приоритетных направлений в преобразовании системы профобразования края является создание на базе учреждений НПО, СПО высокотехнологичных центров профессионального образования по подготовке квалифицированных кадров для ведущих отраслей экономики: транспортной, нефтеперерабатывающей, строительной, горных разработок и других. Функционирование их строится на основе взаимодействия с ключевыми партнерами: работодателями, профессиональными ассоциациями, производителями и поставщиками современного технологического оборудования, представителями высшего профессионального образования. Это, так скажем, «учреждения-лидеры», в которые вкладываем довольно существенные средства на паритетных началах. Создано уже девять подобных центров. И эта работа будет продолжена: до 2013 года планируем создать 20 центров по ведущим отраслям. Вокруг таких точек роста будет создана целая сеть образовательных учреждений.
– Не слишком ли сложная получается схема?
– Край у нас очень большой, а профессиональное образование должно быть доступным в каждой, даже самой отдаленной территории. Не всегда в учреждении обучается много ребят, и обеспечить им высокое качество образования и подготовки подчас физически невозможно. Приведу пример: в училище учится 150 молодых людей, приобрести туда самые современные станки мы просто не можем. Но пройдя, скажем так, первоначальное обучение, молодой человек может приехать в «учреждение-лидер», где база уже более высокого уровня. Оттуда ребята выходят с очень высоким качеством подготовки, что отражается на их заработной плате – она может увеличиться в разы.
– Сами работодатели заинтересованы в сотрудничестве, помогают образовательным учреждениям?
– У крупных предприятий возможностей в этом смысле больше, больше и заинтересованность. Впервые программа развития общего и профессионального образования напрямую поддержана крупными предприятиями края – компаниями «Норильский никель» и «Роснефть». Объем софинансирования со стороны работодателей составляет 170 млн рублей. Работодатели понимают: без новых кадров ни предприятию, ни отрасли не жить. Поддерживают свои профильные учебные заведения дорожники, строители, монтажники: они тщательно контролируют процесс обучения, помогают в поступлении ребятам из отдаленных районов. Вообще помощь предприятий образовательным учреждениям разнообразна: это и проведение производственной практики, и материальное обеспечение, и участие в разработках учебных программ, и создание попечительских советов. Сотрудничаем мы и с профессиональными ассоциациями – нам необходимо сверять наши планы, выстраивать совместные перспективы развития.
– Вы затронули очень важный аспект. Ведь в идеале речь должна идти о целевой контрактной подготовке, когда предприятие не только гарантирует молодому специалисту прохождение практики и последующее трудоустройство, но и оплачивает его обучение и даже выплачивает ему стипендию.
– Принцип таков: если бизнес вкладывается в определенный проект, он должен быть уверен в качественном конечном результате. А значит, он захочет принять непосредственное участие в самом проекте. Таким образом, гарантировать качество будет не только государство, но и работодатель. Причем речь идет не только о стипендиях: предприятие может приобрести в образовательное учреждение современное оборудование, оплатить стажировку либо дополнительное обучение преподавателей. Но если работодатель вложился, он вправе требовать высокого уровня подготовки специалистов, которые придут к нему трудиться.
– Насколько качественно связано обучение с современной экономической системой? Меняется ли содержание образовательных программ?
– Внедрение новых стандартов происходит повсеместно. Задача такова: максимально включить в образовательные программы требования работодателя к качеству подготовки выпускника. Мы, по сути, сейчас создаем модель современного подхода к подготовке кадров: вначале анализируются все технологические процессы, характерные для той или иной сферы деятельности; на основании этого определяются профессиональные стандарты – требования, выполнение которых необходимо для грамотного воспроизведения этих процессов. После определения профессиональных стандартов и в соответствии с ними формируются стандарты образовательные, и лишь затем разрабатываются образовательные программы. Необходимо понимать, что только сформированные подобным образом учебные программы помогут подготовить специалиста, действительно отвечающего требованиям работодателя. Обязательный завершающий этап – участие работодателя в оценке уровня подготовки специалиста. И если прежде мы говорили о том, что работодатели должны анализировать уже существующие учебные планы или участвовать в их составлении, то такая система – качественно иной шаг.
– Не один год говорится о том, что молодежь губит стереотип престижности профессии. Как вчерашнему школьнику доказать, что быть, к примеру, металлургом – это исторически престижно, что это интересная профессия, которая гарантирует стабильный и растущий заработок? Как привлечь ребят в систему профобразования?
– Действительно, в России был период нехватки «белых воротничков»: менеджеров, экономистов, юристов. Большинство молодых людей шли учиться на гуманитарные специальности, мечтали сделать карьеру в офисах. Сегодня школьники гораздо более осознанно подходят к выбору будущей профессии, становятся более прагматичными. В Интернете очень много информации о той или иной специальности, имеющихся вакансиях, уровне заработной платы на различных предприятиях региона. И молодежь активно берет эту информацию в работу. Помимо того, в крае разработан электронный «Атлас профессий»: это некая общая карта, где расписаны количество вакансий, необходимые для работы навыки и умения, заработная плата.
– Существует ли в регионе система прогнозирования потребности в кадрах? Какие специалисты нужны экономике края?
– Конечно. На основе прогноза кадровой потребности министерством образования определяются контрольные цифры приема. Эта информация дает возможность показать абитуриентам, какая профессия будет востребована в крае не только сегодня, но и через 3–5 лет. Сегодня в крае особое внимание уделяется не только подготовке кадров, но и трудоустройству выпускников. Образовательным учреждениям необходимо четко понимать, что первым рабочим местом выпускника не должна стать служба занятости. Кстати, сегодня в крае низкий уровень безработицы среди молодежи – не более 3 %, при этом мы ведем планомерную работу по его снижению. Что касается профессий, то на первом месте – представители транспортных специальностей. Второе направление – ЖКХ, третье – сфера обслуживания и строительство. Сегодня также активно развиваются «нефтянка», энергетика – все это также требует подготовленных кадров.
– Проводится ли учреждениями профессионального образования профориентационная работа в школах?
– Для школьника, на мой взгляд, важно как можно раньше приобщиться к труду, какой-либо профессии. Поэтому мы специально разработали короткие программы «Профессиональные пробы» и приглашаем ребят в наши училища и лицеи, где они могут с головой окунуться в ту работу, которая им по душе. Там масса макетов, оснащенные рабочие места, квалифицированные преподаватели, представлен наработанный опыт – все это ребятишкам очень нравится. В этом году реализуется более 20 программ по разным профессиям. Для более старших школьников (9–11-е классы) каждое образовательное учреждение предлагает курсы профессиональной подготовки, по окончанию которых ребята даже могут начать трудиться. Не могу не отметить и одно из самых масштабных краевых мероприятий – фестиваль профессионального образования «ПРОФИ: старт карьеры. Новые возможности». Здесь представляется весь спектр высокотехнологичных и востребованных профессий и специальностей, которые предлагают освоить учреждения профобразования края. Ежегодно в нем принимают участие более 1 000 школьников.
Еще одно важное направление – проведение в школах совместных акций с работодателями. Школьники ходят на экскурсии, им рассказывается об имеющемся спектре профессий.
– Предприятия не хотят принимать выпускников без опыта работы. Где же в такой ситуации молодым обретать нужный опыт?
– Если у предприятия нет уверенности в качестве подготовки молодого специалиста, то всегда выгоден более опытный человек. Это объективная реальность, это нормально. Именно поэтому в системе начального профессионального образования мы делаем ставку на практику, в которой задействовано более 40 % учащихся учреждений НПО, СПО и которая длится полгода. Порядка 60 % наших ребят остаются впоследствии трудиться на тех рабочих местах, которые им предлагают еще во время прохождения практики. Наша задача – заранее познакомить работодателя с выпускником на различных акциях, конкурсах профмастерства. Представить, как говорится, «товар лицом».