Меню Поиск
USD: 72.50 -0.15
EUR: 84.67-0.36
№ 39 / 406

Школьнику важно как можно раньше приобщиться к труду

Нехватка рабочих рук. Сегодня это одна из главных проблем трудового рынка страны

Ни для кого не секрет, что еще 5–10 лет назад многие учреждения профессионального образования становились «фабриками», которые затоваривали рынок никому не нужными специалистами, не готовыми работать с современными технологиями. Понятно, что образовавшийся кадровый «голод» напрямую тормозит рост экономики и модернизацию производств. Однако если Россия намерена двигаться по инновационному пути развития, с такой нехваткой специалистов стране вряд ли удастся пройти по нему хоть несколько шагов. Какие варианты решения кадрового вопроса есть в нашем регионе? О системе подготовки квалифицированных специалистов для нужд краевой экономики мы беседуем с министром образования и науки Красноярского края Вячеславом БАШЕВЫМ.

Близится сезон выпускных балов – в школах, вузах, лицеях. Молодые люди, получившие аттестат зрелости, должны принять решение о том, какую профессию выбрать. Студенты с долгожданными дипломами – о том, как найти место приложения обретенных знаний. Серьезная задача, от решения которой зависит вся дальнейшая жизнь.

– Вячеслав Владимирович, в крае действует программа модернизации системы профобразования. Каковы ее основные направления и можно ли сегодня подвести некоторые итоги?

– Начну с того, что система включает в себя более ста учреждений начального и среднего профобразования. В современных условиях образовательным учреждениям необходимо не просто дать определенный набор знаний своим выпускникам, но сделать их востребованными, успешными специалистами. Поэтому программа модернизации изначально преследовала главную цель: максимально адаптировать все учреждения к потребностям экономики края и привлечь работодателей к процессу подготовки специалистов.

Одним из приоритетных направлений в преобразовании системы профобразования края является создание на базе учреждений НПО, СПО высокотехнологичных центров профессионального образования по подготовке квалифицированных кадров для ведущих отраслей экономики: транспортной, нефтеперерабатывающей, строительной, горных разработок и других. Функционирование их строится на основе взаимодействия с ключевыми партнерами: работодателями, профессиональными ассоциациями, производителями и поставщиками современного технологического оборудования, представителями высшего профессионального образования. Это, так скажем, «учреждения-лидеры», в которые вкладываем довольно существенные средства на паритетных началах. Создано уже девять подобных центров. И эта работа будет продолжена: до 2013 года планируем создать 20 центров по ведущим отраслям. Вокруг таких точек роста будет создана целая сеть образовательных учреждений.

– Не слишком ли сложная получается схема?

– Край у нас очень большой, а профессиональное образование должно быть доступным в каждой, даже самой отдаленной территории. Не всегда в учреждении обучается много ребят, и обеспечить им высокое качество образования и подготовки подчас физически невозможно. Приведу пример: в училище учится 150 молодых людей, приобрести туда самые современные станки мы просто не можем. Но пройдя, скажем так, первоначальное обучение, молодой человек может приехать в «учреждение-лидер», где база уже более высокого уровня. Оттуда ребята выходят с очень высоким качеством подготовки, что отражается на их заработной плате – она может увеличиться в разы.

– Сами работодатели заинтересованы в сотрудничестве, помогают образовательным учреждениям?

– У крупных предприятий возможностей в этом смысле больше, больше и заинтересованность. Впервые программа развития общего и профессионального образования напрямую поддержана крупными предприятиями края – компаниями «Норильский никель» и «Роснефть». Объем софинансирования со стороны работодателей составляет 170 млн рублей. Работодатели понимают: без новых кадров ни предприятию, ни отрасли не жить. Поддерживают свои профильные учебные заведения дорожники, строители, монтажники: они тщательно контролируют процесс обучения, помогают в поступлении ребятам из отдаленных районов. Вообще помощь предприятий образовательным учреждениям разнообразна: это и проведение производственной практики, и материальное обеспечение, и участие в разработках учебных программ, и создание попечительских советов. Сотрудничаем мы и с профессиональными ассоциациями – нам необходимо сверять наши планы, выстраивать совместные перспективы развития.

– Вы затронули очень важный аспект. Ведь в идеале речь должна идти о целевой контрактной подготовке, когда предприятие не только гарантирует молодому специалисту прохождение практики и последующее трудоустройство, но и оплачивает его обучение и даже выплачивает ему стипендию.

– Принцип таков: если бизнес вкладывается в определенный проект, он должен быть уверен в качественном конечном результате. А значит, он захочет принять непосредственное участие в самом проекте. Таким образом, гарантировать качество будет не только государство, но и работодатель. Причем речь идет не только о стипендиях: предприятие может приобрести в образовательное учреждение современное оборудование, оплатить стажировку либо дополнительное обучение преподавателей. Но если работодатель вложился, он вправе требовать высокого уровня подготовки специалистов, которые придут к нему трудиться.

– Насколько качественно связано обучение с современной экономической системой? Меняется ли содержание образовательных программ?

– Внедрение новых стандартов происходит повсеместно. Задача такова: максимально включить в образовательные программы требования работодателя к качеству подготовки выпускника. Мы, по сути, сейчас создаем модель современного подхода к подготовке кадров: вначале анализируются все технологические процессы, характерные для той или иной сферы деятельности; на основании этого определяются профессиональные стандарты – требования, выполнение которых необходимо для грамотного воспроизведения этих процессов. После определения профессиональных стандартов и в соответствии с ними формируются стандарты образовательные, и лишь затем разрабатываются образовательные программы. Необходимо понимать, что только сформированные подобным образом учебные программы помогут подготовить специалиста, действительно отвечающего требованиям работодателя. Обязательный завершающий этап – участие работодателя в оценке уровня подготовки специалиста. И если прежде мы говорили о том, что работодатели должны анализировать уже существующие учебные планы или участвовать в их составлении, то такая система – качественно иной шаг.

– Не один год говорится о том, что молодежь губит стереотип престижности профессии. Как вчерашнему школьнику доказать, что быть, к примеру, металлургом – это исторически престижно, что это интересная профессия, которая гарантирует стабильный и растущий заработок? Как привлечь ребят в систему профобразования?

– Действительно, в России был период нехватки «белых воротничков»: менеджеров, экономистов, юристов. Большинство молодых людей шли учиться на гуманитарные специальности, мечтали сделать карьеру в офисах. Сегодня школьники гораздо более осознанно подходят к выбору будущей профессии, становятся более прагматичными. В Интернете очень много информации о той или иной специальности, имеющихся вакансиях, уровне заработной платы на различных предприятиях региона. И молодежь активно берет эту информацию в работу. Помимо того, в крае разработан электронный «Атлас профессий»: это некая общая карта, где расписаны количество вакансий, необходимые для работы навыки и умения, заработная плата.

– Существует ли в регионе система прогнозирования потребности в кадрах? Какие специалисты нужны экономике края?

– Конечно. На основе прогноза кадровой потребности министерством образования определяются контрольные цифры приема. Эта информация дает возможность показать абитуриентам, какая профессия будет востребована в крае не только сегодня, но и через 3–5 лет. Сегодня в крае особое внимание уделяется не только подготовке кадров, но и трудоустройству выпускников. Образовательным учреждениям необходимо четко понимать, что первым рабочим местом выпускника не должна стать служба занятости. Кстати, сегодня в крае низкий уровень безработицы среди молодежи – не более 3 %, при этом мы ведем планомерную работу по его снижению. Что касается профессий, то на первом месте – представители транспортных специальностей. Второе направление – ЖКХ, третье – сфера обслуживания и строительство. Сегодня также активно развиваются «нефтянка», энергетика – все это также требует подготовленных кадров.

– Проводится ли учреждениями профессионального образования профориентационная работа в школах?

– Для школьника, на мой взгляд, важно как можно раньше приобщиться к труду, какой-либо профессии. Поэтому мы специально разработали короткие программы «Профессиональные пробы» и приглашаем ребят в наши училища и лицеи, где они могут с головой окунуться в ту работу, которая им по душе. Там масса макетов, оснащенные рабочие места, квалифицированные преподаватели, представлен наработанный опыт – все это ребятишкам очень нравится. В этом году реализуется более 20 программ по разным профессиям. Для более старших школьников (9–11-е классы) каждое образовательное учреждение предлагает курсы профессиональной подготовки, по окончанию которых ребята даже могут начать трудиться. Не могу не отметить и одно из самых масштабных краевых мероприятий – фестиваль профессионального образования «ПРОФИ: старт карьеры. Новые возможности». Здесь представляется весь спектр высокотехнологичных и востребованных профессий и специальностей, которые предлагают освоить учреждения профобразования края. Ежегодно в нем принимают участие более 1 000 школьников.

Еще одно важное направление – проведение в школах совместных акций с работодателями. Школьники ходят на экскурсии, им рассказывается об имеющемся спектре профессий.

– Предприятия не хотят принимать выпускников без опыта работы. Где же в такой ситуации молодым обретать нужный опыт?

– Если у предприятия нет уверенности в качестве подготовки молодого специалиста, то всегда выгоден более опытный человек. Это объективная реальность, это нормально. Именно поэтому в системе начального профессионального образования мы делаем ставку на практику, в которой задействовано более 40 % учащихся учреждений НПО, СПО и которая длится полгода. Порядка 60 % наших ребят остаются впоследствии трудиться на тех рабочих местах, которые им предлагают еще во время прохождения практики. Наша задача – заранее познакомить работодателя с выпускником на различных акциях, конкурсах профмастерства. Представить, как говорится, «товар лицом».

№ 39 / 406

Ссылки по теме:

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения




Свежий выпуск

Видео



Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!