Первого сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», который затронул интересы всех россиян.
Что изменилось после принятия нового закона? Упразднены ПТУ и колледжи, дающие уровень начального профобразования, а среднее профессиональное образование теперь предлагает два вида программ – подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Впервые в законе четко разъяснено, что такое семейное образование и семейные детские сады. А тем семьям, которые учат детей дома, положена компенсация некоторых расходов. Существенно изменился подход к определению платы за студенческое общежитие и родительской платы за детский сад. Дошкольное образование по новому закону стало самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными стандартами.
– В июне этого года нами был принят краевой закон об образовании, – напомнила участникам дискуссии за круглым столом председатель комитета по образованию, культуре и спорту Людмила Магомедова. – В адрес комитета поступило множество серьезных предложений, которые условно можно разбить на несколько групп. Первая – это вопросы, связанные с механизмом реализации федерального закона, недостаточностью информации по правоприменению его норм. Вторая группа свидетельствует о конкретных пробелах, над которыми мы сейчас работаем. Например, такая «долгоиграющая» проблема, как ликвидация льготных очередей в дошкольные учреждения. Дети должны иметь равные права на предоставление мест в детском учреждении, но для этого потребуется внести изменения не только в закон об образовании, но и в закон о полиции, который предоставляет такую льготу. И третье – финансовые проблемы, связанные с реализацией закона.
О реализации федерального закона рассказала министр образования и науки края Светлана Маковская:
– В законе продекларирован индивидуальный подход к обучению, однако лицеи и гимназии, которые занимались такой образовательной деятельностью, упразднены. Вместо них должны появиться школы с углубленным изучением предметов, но правовые основания для увеличения финансирования общеобразовательных программ повышенного уровня отсутствуют. Не прописан и механизм финансирования сетевой формы обучения.
Заместитель руководителя администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Ирина Алханова рассказала об организации на территории района кочевых школ. Они уже доказали свою эффективность и жизнеспособность. Однако с 2008 года их деятельность не регламентирована законодательно, и это создает массу проблем.
По итогам обсуждения Людмила Магомедова заверила, что все предложения участников заседания учтены, на их основе будут подготовлены рекомендации круглого стола, исполнение которых комитет возьмет на особый контроль.