Школу ждут перемены

Школу ждут перемены
Фото kvantorium24.ru

Наверное, нет смысла разграничивать нацпроекты по степени важности, однако приоритетность «Образования» сомнению не подлежит. Если мы не достигнем обозначенной в его рамках цели – вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, не сформируем систему непрерывного повышения профессиональных знаний педагогов, не создадим современную цифровую образовательную среду, то ставить амбициозных целей в будущем и даже просто удерживать лидерство там, где мы его уже достигли, будет непросто.

– Современное, качественное образование должно быть доступно для каждого ребенка. Равные образовательные возможности – мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости. Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным, технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху. Обязательно будем поддерживать талантливых, нацеленных на постоянный профессиональный рост учителей.

Владимир ПУТИН, президент России

Через несколько дней в классах услышат первый звонок нового учебного года. Тысячи детей сядут за парты. О том, как школы уже изменились в рамках нацпроекта «Образование» и какие преобразования их ожидают в течение ближайших лет, рассмотрим подробнее.

Создать «Точки роста»

Одна из приоритетных задач нацпроекта – обеспечение равных образовательных возможностей для всех школьников, вне зависимости от того, где живет ребенок – в мегаполисе или в отдаленном поселке.

Первые шаги для ее выполнения в нашем крае уже сделаны. На базе 42 сельских школ в этом году откроются современные образовательные центры цифрового и гуманитарного профилей – «Точки роста». Для этого из федерального бюджета выделено 44,5 миллиона рублей и 2,3 миллиона – из регионального. Предполагается, что до конца 2024 года «Точки роста» будут созданы в 410 сельских школах.

На специально оборудованных площадках появятся кабинеты технологии, информатики, ОБЖ, для которых поступит новейшее оборудование. Ребятам не придется стоять за старыми верстаками, доставшимися в наследие от советской школы. Мальчики смогут работать с наборами сверл по металлу, кирпичу и дереву и цифровыми циркулями. А также заниматься прототипированием, 3D-моделированием, осваивать работу с квадрокоптерами. Появятся тренажеры – манекены и коврики для проведения сердечно-легочной реанимации, наборов – имитаторов ранений – для отработки навыков на уроках ОБЖ.

Для школ небольших населенных пунктов это настоящее сокровище. Особенно ценно то, что доступ к новейшему оборудованию получат ребята из не очень богатых семей – в небольших населенных пунктах таких немало. О новеньком ноутбуке или квадрокоптере им даже мечтать не приходится.

– Идея очень хорошая, правда, пока я беспокоюсь о том, успеет ли оборудование дойти до начала учебного года, – рассказывает Наталья Ворожцова, директор Ключинской средней школы Ачинского района, где также идет подготовка к открытию «Точки роста», – у поставщиков сложная ситуация из-за коронавируса. Должны поступить квадрокоптеры, ноутбуки, оборудование для фотозоны. Чтобы педагоги смогли проводить занятия по разным направлениям, мы их будем обучать: в конце августа первый уедет на очное погружение, которое будет проходить на базе «Кванториума».

Центр для педагогов

На самом деле современный мир ставит все более сложные задачи. Нет сомнений: в дальнейшем требования будут повышаться. И выпускники школ смогут им соответствовать, только если их будут учить педагоги, обладающие новыми компетенциями.

Еще одна из задач нацпроекта – внедрение новой системы профессионального роста педагогов («Учитель будущего»).

Чем она будет отличаться от курсов повышения квалификации, которые и так постоянно обязаны проходить педагоги?

– Нацпроект требует существенных изменений результатов образования детей в сжатые сроки, – комментирует Елена Крохмаль, руководитель отдела дополнительного образования и работы с педагогическими кадрами министерства образования Красноярского края. – Поэтому уже в сентябре начинает работу центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, на создание которого был получена субсидия еще в прошлом году.

Цель – так организовать процесс обучения и методической помощи педагогу, чтобы в короткие сроки изменить его профессиональную практику, научить создавать в процессе обучения детей условия для достижения ими новых образовательных результатов. Именно по уровню их сформированности в рамках международных исследований определяется конкурентоспособность наших учащихся.

Еще один момент – индивидуализация, персонификация образования: не только дети, но и педагоги отличаются уровнями собственных компетенций и потребностей в развитии. Кроме того, скорость изменения объективной социальной ситуации, технологического уклада жизни уже не позволяет надеяться на эффективное устранение профессиональных затруднений каждого за счет обучения по унифицированным программам. Весь мир сегодня говорит о необходимости быстрых изменений, о том, что сотрудники должны быстро менять собственную квалификацию, «наращивать компетенции».

Для этого дополнительное профессиональное образование должно быть очень прикладным, предельно практикоориентированным. Поэтому основным форматом обучения в центре будут не лекции (в наш век информация доступна всем), а тренинги, стажировки, мастер-классы, консультации и «горизонтальная передача» знаний. Такое обучение необходимо в любом возрасте. Да, может, молодой человек умело обращается с гаджетами, но правильное применение дистанционных форм работы, необходимых для освоения детьми знаний, – это совсем другое.

К примеру, новейшие лаборатории физики и химии: как грамотно их использовать? Эксперты рассказывают, что даже интерактивные доски в некоторых школах висели просто как экран. Учитель не видел, как ее можно использовать в своем учебном процессе и каких результатов достичь.

Доля детей, охваченных дополнительным образованием, должна вырасти до 80 % к 2024 году. Какую-то часть занятий – во внеурочное время, – будут проводить в уже упомянутых «Точках роста».

Уникальная образовательная структура, где дети могут бесплатно под руководством лучших педагогов, в числе которых есть и сотрудники вузов, заниматься промышленным дизайном, создавать и тестировать модели ракет и планетоходов, уже несколько лет работает в Красноярске. А сейчас такой же «Кванториум» открыл набор в Ачинске.

– Для зачисления ребенка не нужно сдавать никакие экзамены или дополнительные тесты, «Кванториум» – это история про доступность и массовость, – отмечает Сергей Кениг, генеральный директор детского технопарка.

Предполагается, что такой же технопарк откроется в Зеленогорске. И одновременно идет работа над созданием передвижного «Кванториума» для других территорий нашего края.

НА ЗАМЕТКУ

В рамках нацпроекта был создан информационно-просветительский портал «Растим детей» (растимдетей.рф). Он предназначен для молодых и опытных родителей, тех, кто воспитывает детей с особенностями в развитии или приемных, многодетных, тех, кто только ожидает рождения малыша.

Рекомендации дают эксперты в области педагогики, психологии, педиатрии, а также специалисты по цифровым технологиям и по защите прав детей.

На портале можно найти аудио- и видеоматериалы, курсы лекций и вебинары для родителей, списки рекомендованных книг, фильмы и мультфильмы, которые можно смотреть с детьми.

Здесь представлены также ссылки на ресурсы с информацией о том, как записаться в детский сад или школу, получить дополнительное или профессиональное образование в каждом регионе.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 мая 2022
В федеральном тренде
Региональный центр спортивных сооружений (РЦСС) во второй раз  стал лауреатом ежегодной всероссийской премии «SportsFacilities» в номинации «Лучшая управляющая компания». Престижная
Красноярский симфонический берет разгон
Красноярский академический симфонический оркестр сегодня знают во всем мире. Он приобрел известность, новое качество звучания, мобильность, на его концертах неизменный
24 мая 2022
Медицина: возвращение к планам и графикам
На днях в режиме видеоконференции состоялся разговор министра здравоохранения края Бориса НЕМИКА с представителями муниципальных СМИ. Министр ответил на множество