В СМИ регулярно появляются сообщения о водителях, которые сумели накопить сотни неоплаченных штрафов за нарушения ПДД. Такие «рекордсмены» попадают в поле зрения правоохранительных органов по всей стране, в том числе в нашем крае. Сегодня мы разбираемся, как бороться с этим явлением.
Мажоры и не только
Широкой общественности о таких должниках, как правило, становится известно, когда они попадают в серьезные ДТП. Иногда с человеческими жертвами.
Довольно часто их ловят в Москве, что неудивительно – там самая высокая плотность мажоров. Особой наглостью славятся некоторые молодежные кумиры интернета, достигшие какой-никакой славы, но не отличающиеся умом.
Памятен случай с неким Эдвардом Билом – «известным российским пранкером и видеоблогером». Его машина в центре Москвы выехала на встречку и столкнулась лоб в лоб с еще четырьмя авто. Чудом обошлось без погибших, но одну из пострадавших госпитализировали с тяжелыми травмами. У блогера обнаружилось 560 неоплаченных штрафов за нарушения ПДД – их он накопил всего за три месяца!
Некий видеоблогер Сушков мчался по столице со скоростью 150 километров в час. Итог – шесть разбитых автомобилей, несколько пострадавших и смерть 23-летней девушки, которая сидела на пассажирском сиденье рядом с Сушковым.
Среди обычных граждан тоже хватает тех, кто любит лихачить, но не любит платить штрафы.
Недавно в Красноярске задержали двух молодых водителей-дрифтеров, которые устраивали по ночам ледовые гонки на острове Татышев. Они насобирали за год 300 штрафов на двоих. Причем не все из них были оплачены: у одного гонщика имелось около 80 просроченных штрафов на сумму более 110 тысяч рублей, у другого – 18 на 14 тысяч.
Житель Лесосибирска за год накопил 101 штраф за нарушения ПДД, общая сумма задолженности составила почти 60 тысяч рублей. В основном 21-летний парень превышал скоростной режим. Его доставили в отдел полиции и составили 26 протоколов.
Нынешним летом 26-летний водитель на «Приоре» сбил насмерть пешехода на улице Дубровинского и скрылся с места ДТП. Когда его задержали, выяснилось, что он только за один месяц накопил 9 неоплаченных штрафов за превышение скорости…
Вставай, поедем в суд!
У любого порядочного обывателя, который читает такие новости, возникает совершенно закономерный вопрос: как так получается, что человек, имеющий десятки неоплаченных штрафов, снова и снова садится за руль и выезжает на дорогу? Ведь все данные о таких нарушителях хранятся в компьютерных базах. Неужели трудно соединить базу должников с системой видеонаблюдения на дорогах? Попал твой номер на камеру – тебя через два квартала тормозит наряд ГИБДД. Или еще проще: накопилось 5–10 неоплаченных штрафов – полиция выезжает к тебе «в адрес» и поднимает тебя утром из постели еще тепленьким: поехали в суд. А там его уже лишают водительских прав.
Что мешает так делать? Чем вообще занимаются ГИБДД и судебные приставы? Почему должников не ловят и не наказывают? Не постфактум, а заранее, пока они не натворили беды?
Эти вопросы мы задали представителям красноярской Госавтоинспекции и регионального управления Федеральной службы судебных приставов.
И выявляем, и ловим, и наказываем! – сообщили нам в пресс-службе ГИБДД по Красноярску. – Законом установлен срок на оплату административного штрафа – 60 дней. Неважно, кем он выписан – по камерам, центром автоматической фиксации или инспектором на дороге. Если в этот срок нарушитель его не оплатил, мы направляем материалы судебным приставам на взыскание. Одновременно направляется материал в суд по статье 20.25 КоАП РФ, и тот уже принимает решение: либо обязывает нарушителя оплатить штраф в двукратном размере, либо назначает ему административный арест до 15 суток или общественные работы. Также бороться с должниками помогает наша система «Паутина» – она распознает их автомобили в потоке, полицейские могут остановить такого водителя и доставить его в суд. Проводим совместные рейды с судебными приставами – так же в потоке транспорта выявляем тех, кто задолжал. А у приставов есть уже свои рычаги воздействия на неплательщиков. Например, они могут прямо на месте изъять транспортное средство и отправить его на спецстоянку. Автомобиль неплательщика может даже уйти с молотка в счет погашения долга.
Отметим, что и способы выявления должников, и меры воздействия на них одни и те же что в столице края, что на его территории – мы все в России живем по одним законам.
В региональном управлении ФССП нам объяснили, что после истечения срока добровольного погашения задолженности судебный пристав применяет к должнику меры принудительного исполнения в соответствии со статьей 68 ФЗ «Об исполнительном производстве». Например, накладывает взыскания на его имущество, в том числе на транспортное средство. Также может запретить ему выезд за пределы России. Рассказали об одном из последних случаев, когда в производстве у судебного пристава находилось 61 исполнительное производство с общей суммой долга 60 тыс. руб. На машину неплательщика был наложен арест, и лишь после этого мужчина погасил задолженность полностью.
Как правило, в таких ситуациях у нарушителей тут же находятся деньги, и они выплачивают свои долги.
Пробел в законе?
Словом, соответствующие органы работают, выявляя «коллекционеров» дорожных штрафов всеми доступными им средствами. Но, видимо, таких средств у них недостаточно, если то и дело возникают ситуации, описанные в начале этой статьи.
Более того, даже оплатив свои гигантские штрафы, лишившись авто или отсидев 15 суток административного ареста, человек не лишается водительских прав, если среди его многочисленных нарушений ПДД не было тех, за которые их лишают. И он может опять выезжать на дорогу, превышать скорость, создавать угрозу другим участникам движения. Хотя, если по логике, разве можно назвать адекватным и психически здоровым того, кто умудряется за месяц собрать сотню штрафов?
И здесь нет претензий к сотрудникам Госавтоинспекции или судебным приставам, они работают в рамках существующих законов. Поэтому не имеют права, как я предлагаю, вытаскивать должников из постелей и везти их в суд.
Налицо законодательный пробел: у нас не является серьезным правонарушением сам факт того, что человек накопил сотни штрафов и не собирается их оплачивать. А вот если б это автоматически влекло жесткие карательные меры – лишение прав на год или больше, как за пьянку, конфискацию автомобиля, лишение свободы для особо злостных неплательщиков… То этих «коллекционеров» на наших дорогах сильно бы поубавилось.
Здесь есть над чем подумать законодателям – и федеральным, и местным.
При случае мы обязательно у них спросим, какое решение этой проблемы они видят.



