30 апреля на 79-м году после продолжительной болезни ушел из жизни Михаил Егорович Царегородцев. Инженер, организатор и руководитель от бога, ученый, педагог, изобретатель… Бывший генеральный директор красноярского НПО «Сибцветметавтоматика», которое при нем гремело на всю страну. Человек-легенда.
Царегородцев был из плеяды тех людей советской закалки, которых невозможно было сломать или сбить с жизненного пути. Мальчишками, пережившими войну и послевоенное лихолетье, такие приезжали с фанерными чемоданчиками из глухих деревень в большие города, настойчиво учились, упорно шли к цели, росли с самых низов, работая руками и головой, и становились… министрами, знаменитыми учеными, выдающимися производственниками. Создавали экономику страны, строили заводы, институты, жилье, двигали науку. И оставили после себя добрую память в сердцах тысяч людей, которым посчастливилось жить и работать рядом с ними.
Журналисты называли Михаила Егоровича самородком. Его коллеги – уважительно – Царем. Он и был царем в своем Деле, которому посвятил всего себя. Трудно даже представить, как этот человек вмещал столько идей, замыслов, знаний, живого интереса ко всему, чем занимался. А о том, как блестяще он сумел воплотить эти замыслы, можно целую книгу написать.
Михаил Царегородцев родился 26 августа 1937 года в деревне Бандорино Марийской АССР в большой крестьянской семье. В 1960 году окончил Свердловский горный институт по специальности «разработка месторождений полезных ископаемых», затем без отрыва от производства получил в этом же вузе второе высшее образование – «автоматизация и комплексная механизация горной промышленности». Начинал свою трудовую деятельность на рудниках и золотых приисках в Забайкалье, работал крепильщиком, проходчиком, взрывником, горным мастером, главным инженером.
В 1966 году судьба привела Царегородцева в Красноярск, где жил тогда его младший брат. Молодой, но уже опытный инженер начал работать на предприятии «Краспромавтоматика» (так тогда называлось будущее НПО), коллектив которого составлял чуть более 250 человек. Был руководителем группы, главным технологом, начальником лаборатории. А уже в 1970-м стал директором предприятия, которое возглавлял до 1993 года, превратив его в крупный научно-производственный холдинг с 15 тысячами сотрудников, мощной производственно-конструкторской базой, своим НИИ, заводом, филиалами по всему Советскому Союзу. Везде, где в СССР добывали и обогащали цветные металлы, были внедрены разработки красноярского НПО «Сибцветметавтоматика» и лично Михаила Егоровича. На его счету более 200 изобретений, подтвержденных авторскими свидетельствами и патентами.
Он был профессором, академиком инженерных академий – Российской и Международной. За свой труд награжден двумя орденами Трудового Красного знамени, орденом Мужества – за участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, где провел в общей сложности 56 дней.
Талантливый человек талантлив во многом. Царегородцева интересовало не только горное дело, но и другие сферы человеческой деятельности.
– Врачей и учителей он считал святыми людьми, – рассказывает вдова Михаила Егоровича Людмила Трофимовна. – Он и сам хорошо понимал человеческий организм. Поэтому всегда помогал здравоохранению и детям. Этому он уделял не меньше внимания, чем основному производству.
Под его руководством на НПО были сконструированы, изготовлены и установлены в красноярских больницах реанимационные барокамеры «Енисей» и «Мана» для взрослых и детей, комплекс инструментария для больных сколиозом, магнитно-терапевтический аппарат для онкологии.
А главным, пожалуй, его детищем в «непроизводственной» сфере была школа-интернат № 6, которую Михаил Егорович опекал, как родной отец. Он считал интернат одним из подразделений своего предприятия и очень много сделал для него.
Люди, которые долго работали с Царегородцевым и хорошо его знали, отмечают, что он никогда не греб под себя. Личное, материальное было для него на последнем месте. Он всего себя отдавал людям, производству, стране. Этот масштабный, государственный человек работал для потомков, смотрел в будущее…
Имя этого выдающегося человека, прославившего Красноярск и Сибирь, можно поставить в один ряд с именами таких знаменитых наших земляков, как Леонид Киренский, Владимир Гулидов, Михаил Решетнев, Вениамин Соколов…
Память о Михаиле Царегородцеве, его славные дела во благо Родины заслуживают того, чтобы в Красноярске когда-нибудь появилась улица, носящая его имя. Он прожил интересную, творческую и плодотворную жизнь, беззаветно служил своей стране.
«Он умел ценить людей»
Коллеги – о Михаиле Царегородцеве
Юрий РУДЕНКО, генеральный директор ОАО «Алмаззолотоавтоматика»
Вспомнить какое-нибудь яркое событие из жизни Михаила Егоровича? Вы знаете, их столько у него было, долго придется рассказывать. Но мне, пожалуй, больше всего запомнилось, как он проявил себя во время Чернобыльской катастрофы. Как только о ней стало известно, сразу собрал всех начальников отделов, всех руководителей. Мы должны были поставить на место аварии бульдозеры с дистанционным радиоуправлением – это была наша старая разработка, и нам дали задачу: срочно адаптировать уже готовую аппаратуру под бульдозеры другой марки. Наш генеральный сумел мобилизовать весь коллектив, мы работали дни напролет, и он вместе с нами – все держал под контролем, руководил всеми процессами, тут же отправил группу наших разработчиков на Челябинский тракторный завод… И уже через неделю первый такой бульдозер был отправлен к месту аварии.
Хорошо в людях разбирался. Мудрый был человек, по-крестьянски мудрый. И властный, мог по носу щелкнуть того, кто зарывается. Но по-другому было нельзя – огромный коллектив, большая ответственность. Такие люди, как он, – штучные. Признаюсь, Царегородцев сделал из меня настоящего инженера, научил проектному, конструкторскому делу. Он был моим наставником, дал путевку в жизнь. Именно Михаил Егорович создал на базе нашего предприятия компанию «Алмаззолотоавтоматика», которую я сейчас возглавляю.
Римма КОРЕНЬКОВА, бывший председатель профкома НПО
Несмотря на все свои титулы и звания, высокую государственную должность, это был простой, душевный и добрый человек. Михаил Егорович очень заботился о людях, которые всегда были для него на первом месте. Предприятие выдавало сотрудникам бесплатные путевки. Во времена советской плановой экономики непросто было строить жилье для своих работников. А Михаил Егорович строил его хозспособом, с огромным трудом выбивая стройматериалы. И эти дома сейчас стоят – в Ветлужанке, на ул. Софьи Ковалевской… Заботился о детях – на берегу Качи построил военно-патриотический лагерь «Сын полка», где летом отдыхали воспитанники интерната. И спрашивал нас за него так же строго, как за производство, – попробовали бы мы его не открыть к началу летних каникул.
На предприятии были высокие зарплаты, к нам трудно было устроиться.
Он умел ценить хороших специалистов, верил в людей. Если человек споткнулся в жизни, Царегородцев не позволял ему пропасть, всегда давал шанс исправить ошибку. Не разбрасывался кадрами, воспитывал их, привлекал лучших инженеров. Сумел создать не только мощную научно-промышленную империю, но и крепкий профессиональный коллектив. Это был настоящий директор, большой трудяга, он жил с нами одной жизнью. Все, что касалось повседневных забот рабочих людей, касалось и его. Царегородцева любили и уважали, шли к нему за помощью и советом. Счастлива, что он был моим другом. Я научилась у него жить и работать…
Нелли ПОТАПОВА, директор школы-интерната № 1 (раньше – № 6)
НПО «Сибцветметавтоматика» шефствовало над нашим интернатом. Но это звучит слишком официально и не отражает всей сути. На самом деле Михаил Егорович жил нашими заботами, он сумел так настроить весь коллектив предприятия, что ни одна наша просьба не оставалась без внимания, за каждым подразделением был закреплен свой класс, почти каждую неделю часть директорской планерки была посвящена интернату. НПО полностью его содержало. Михаил Егорович знал здесь каждый гвоздь в стене, мимо него ничего не проходило незамеченным, он видел каждую мелочь и тут же приказывал своим специалистам решить проблему, будь то ремонт или снабжение мебелью, оборудованием.
Наш интернат сейчас «профильный» – в нем живут и учатся дети, больные сколиозом. Это тоже инициатива Царегородцева. Опыт работы, когда промышленные предприятия так патронируют образовательные учреждения, не должен пропасть. Его надо возрождать. Жаль, нет уже Михаила Егоровича, он бы рассказал – как. У него болела душа за детей.