Швейцария, Индия и Италия встретились в Красноярске

В крае проходит международный музыкальный фестиваль

Швейцария, Индия и Италия встретились в Красноярске В крае проходит международный музыкальный фестиваль

Фестиваль камерно-оркестровой музыки «Азия – Сибирь – Европа» называют культурным мегапроектом. Сибирские музыканты ежегодно выходят на сцену с лучшими исполнителями из зарубежных стран.

19 лет на сцене

В этом году «Азия – Сибирь – Европа» проходит девятнадцатый раз. 2020 год из-за пандемии пришлось пропустить, но, как сказал на открытии мегапроекта мэр Красноярска Сергей Ерёмин, это пошло на пользу сибирской публике – мы нагуляли культурный аппетит.

Главная идея фестиваля: Сибирь – центральное связующее звено, соединяющее две великие мировые культуры Востока и Запада. Она реализуется на сцене Малого концертного зала Красноярска с 2015 года. Именно тогда к культурному проекту присоединился Китай: с гастролями приехал Харбинский оркестр.

А сам фестиваль появился после поездок нашего легендарного коллектива – Красноярского камерного оркестра – в Италию, которые начались в 1994 году и сразу же принесли сибирским музыкантам знакомство с выдающимися мастерами. Такими, как Пьеро Беллуджи.

– Это была счастливая встреча. Он заинтересовался коллективом и приехал в Красноярск, вдохновил нас своим колоссальным уровнем, – рассказывает художественный руководитель и дирижер Красноярского камерного оркестра Михаил Бенюмов. – Так родилась идея провести первый фестиваль искусств в Красноярске. В нем принимали участие не только музыканты, но и художники, керамисты, фотографы.

С 2001 года международный фестиваль проходит ежегодно. Сначала к нам приезжали артисты только из Италии, затем присоединились Германия, Швеция, Франция, Испания, Польша, Австрия. И появилось название «Сибирь – Европа». А в 2015 году влилась еще и Азия.

С национальным колоритом

Происходящее на красноярской сцене – поистине уникальное событие. Программа концертов ни разу не повторялась! Красноярцы уже знают: пойти на фестивальное событие – значит познакомиться с культурными традициями разных стран и услышать экзотические инструменты, о которых раньше сибиряки даже не имели представления.

У нас играли эрху – китайская скрипка, серху – японский губной орган и его китайский предшественник шен, сямисен – японский струнный инструмент. Специально для них лучшие композиторы мира написали произведения, премьеры которых традиционно проходят в Красноярске.

В нацпарке «Красноярские Столбы» прошел уникальный живой концерт на открытом воздухе. В бывшем гранитном карьере на восточном входе выступил Красноярский камерный оркестр под управлением Михаила Бенюмова

Нынешний фестиваль не стал исключением. Музыканты Индии и Швейцарии играли не только на традиционных, но и на национальных инструментах. В наших залах и на красноярских «Столбах» звучал альпийский горн, индийские барабаны табла и струнный ситар.

Красноярск + Швейцария

Геворк Гарабекян

Хедлайнерами 2021 года стали музыканты из Швейцарии. К нам приехали дирижер и художественный руководитель оркестра I Tempi в Базеле Геворк Гарабекян и горнистка Элиана Бюрки. Каждый уникален по-своему. Геворка Гарабекяна – швейцарца с армянскими корнями, например, отличает экспрессия и исторически обоснованный подход к каждому произведению. Это художественное кредо дирижера, которого он придерживался и на красноярском фестивале. Маэстро дирижировал симфоническим оркестром Люцерна, национальным оркестром Капитолия Тулузы, бетховенским оркестром в Бонне, а теперь сыграл и с Красноярским камерным оркестром.

Его можно назвать мастером паузы – когда смычки музыкантов уже замирают, а звук продолжает лететь в тишине зала.

альпийский горн и Элиана Бюрке

Элиана Бюрки привезла в Красноярск три альпийских горна. Хрупкая и нежная девушка виртуозно извлекала звуки из гигантских трехметровых труб. Она – и композитор, и исполнитель, и изобретатель. Традиционный альпийский горн не разборный. И перевезти такую махину самолетом очень сложно. Специально для Элианы мастера изготовили разборный инструмент, который упаковывается в кейс, а сама музыкант придумала, как лучше «играть» звуком, и к одному из горнов приладила клавиши, как у валторны.

Услышать уникальную музыку швейцарских музыкантов в Красноярск приехала большая делегация посольства этой страны в России. Гости встретились с министром культуры края и с мэром Красноярска, посетили концерты.

– Это мое первое путешествие в регионы России, выезд за пределы Москвы, – призналась чрезвычайный и полномочный посол Швейцарской Конфедерации в России Кристина Марти Ланг. – Красноярск был выбран не случайно: здесь проходит международный фестиваль камерно-оркестровой музыки, в котором наши музыканты не раз принимали участие. Это событие имеет большое значение. Потому что основано по инициативе города. Швейцария – федеративное государство, в котором каждый кантон (регион) имеет свой голос. Это объединяет нас с Россией, ведь здесь тоже у каждого региона свое лицо.

«Слияние» в музыке

На открытии фестиваля со швейцарскими артистами на сцену вышли Красноярский камерный оркестр и музыканты из Санкт-Петербурга – Мариинский духовой квинтет. Впервые в Красноярске они исполнили концерт для альпийского горна с оркестром швейцарского композитора Даниэля Шнидера.

И это была не единственная премьера. Индийский композитор и музыкант с французскими корнями Николя Дэлег специально для красноярского фестиваля написал сочинение «Слияние» для ситара, табла и струнных. В нем он соединил воедино музыкальные традиции двух культур, двух миров – Востока и Запада.

– Моя идея пьесы «Слияние» состояла в том, чтобы встретились два языка – классическая индийская и западная музыка, – говорит Николя Дэлег. – Чтобы соединились две реки и слились в единый поток.

Сам Николя с 16 лет живет в Индии и учится играть на национальном индийском инструменте ситар. Он прекрасно находит взаимопонимание с исполнителем на традиционных индийских барабанах табла Нихаром Мета.

Мировую премьеру «Слияния» эти два музыканта исполнили вместе со скрипачом из Италии Игорем Полесицким. А затем продемонстрировали традиционную индийскую музыку в дуэте.

Кино и музыка Чаплина

Завершается фестиваль музыкой Чаплина. Это еще одно открытие для сибирской публики. Концерт-закрытие объединяет два вида искусства: музыку и кинематограф. Красноярский камерный оркестр выступает в необычной для себя роли – вживую озвучивает немые картины Чарли Чаплина «Малыш» и «Собачья жизнь». Музыка к фильмам написана самим Чаплином.

Красноярский камерный оркестр уже озвучивал фильмы Чаплина. «Малыш» и «Собачья жизнь» вместе с коллективом побывали на гастролях в Португалии в 2019 году на Международном фестивале музыки в Повуа-де-Варзин. Теперь этот проект доступен и красноярцам.

Кстати, показ фильмов и исполнение музыки Чарли Чаплина в Красноярске стал возможен благодаря поддержке банка «Открытие». Помощь в осуществлении проекта оказали Арнольд Лозано, Roy Export S.A.S и Bourne Co.

XIX фестиваль камерно-оркестровой музыки «Азия – Сибирь – Европа» проходил под патронатом мэра Красноярска.

– Я испытывают к фестивалю особое чувство – как руководитель города и как его житель, – отметил Сергей Ерёмин. – Он дает нам уникальную возможность услышать те инструменты, которые мы в обыденной жизни не знаем. Это не только культурное событие, но и познавательное. Фестиваль – духовное окно, которое позволяет нам, живя в географическом отдалении от мировых столиц, формировать в Сибири собственный культурный центр.

Фото Александра Паниотова

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это
Без рубрики
22 ноября 2024
Новые нормативы ТКО в крае: что изменится с 2025 года
В Красноярском крае продолжают наводить порядок в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Ключевой этап – внедрение новых нормативов накопления