Итоги парламентского сезона на брифинге для красноярских СМИ подвел спикер краевого парламента Александр Усс.
Четкое понимание
– При принятии краевого бюджета на 2014 год и у Законодательного собрания, и у исполнительной власти было четкое понимание, что существует недостаток финансовых средств, – отметил Александр Викторович. – Поэтому мы должны не рвать бюджет на куски, а прежде всего задуматься об экономии и объединиться в этих сложных условиях. К сожалению, уже январь и февраль показали, что те параметры бюджета, на которых мы остановились, довольно скромные и с предельным дефицитом, не удается удерживать. И прогноз социально-экономического развития оказался более пессимистичным, нежели тот, который был положен в основу этого документа.
Именно поэтому вместо традиционной весенней корректировки, которая обычно у нас проводится в марте-апреле и, как правило, связана с дополнительными доходами, мы обсуждали корректировку в июне. И она носила в основном организационно-технический характер, потому что пока не просматривается каких-либо серьезных перспектив по оздоровлению финансовой ситуации в рамках тех параметров, которые нам задает федеральный центр. Скорее всего, нам предстоит достаточно тяжелая осень с точки зрения балансировки бюджета следующего года и непростой 2015 год. Но я надеюсь на то, что подходы к таким регионам, как Красноярский край, – регионам-донорам, которые в этой ситуации, как это ни парадоксально, пострадали больше всего, будут изменены. И я связываю серьезные надежды в том числе с предстоящей универсиадой, поскольку в условиях такого дефицитного бюджета проводить игры мирового класса достаточно сложно. У нас есть основания предполагать, что федеральное правительство примет конкретное, индивидуальное решение по Красноярскому краю, которое позволит нам подготовиться нормально к этому мероприятию и сохранить все наши расходные обязательства в отношении жителей края.
Собственные силы
– В качестве важного момента, о котором стоит упомянуть применительно к итогам года, я бы назвал Красноярский экономический форум, – подчеркнул спикер. – Но не сам форум, а изменившийся акцент в его содержании. Дело в том, что в своем декабрьском послании президент страны обозначил развитие Сибири в качестве федерального приоритета на весь текущий век. Это означает, что Сибирь и Красноярский край как центр Сибири должны быть флагманом социально-экономического развития России, что ставит перед нами определенные задачи и дает определенные возможности.
К сожалению, драматические события на Украине отодвинули внимание от тех перспектив, которые были связаны с Сибирью. Предполагалось, что именно к середине года будет выработан целый пакет конкретных законодательных предложений о локализации финансовых результатов работы крупных предприятий, расположенных в Сибири, с тем чтобы они работали не только на экспорт, но и на развитие территорий, где сосредоточены их интересы. Но я уверен, что иного пути прорыва России в будущее, нежели Сибирь, у нас нет, и поэтому в ближайшей перспективе этому плану будет придано соответствующее ускорение. Тем более что в силу определенного напряжения, сложившегося в отношениях России с Европой и США, смещается вектор интересов федерального правительства в сторону стран Юго-Востока, прежде всего Китая, а на этом пути находится Сибирь, что дает нам основания для еще большего оптимизма относительно исторической судьбы Красноярского края.
Но мы не должны ждать милости от природы и думать, с какими конкретными предложениями выступит федеральное правительство. Нужно опираться на собственный интеллектуальный потенциал, тем более что он у нас есть, быть инициаторами идей, которые могут быть положены и в основу постановлений Правительства РФ, и в основу федеральных законов.
Добротный пакет
– Весна нынешнего года ознаменовалась тем, что произошла кадровая рокировка и смена губернатора края, о которой много говорили, стала реальностью, – сказал председатель Законодательного собрания. – Почему вспомнил об этом в связи с сибирскими перспективами? Виктор Александрович Толоконский, как известно, сибиряк, человек, который имеет серьезнейшую школу государственного управления в рамках всего Сибирского федерального округа. На мой взгляд, сам по себе этот факт дает нам основания говорить об усилении политического и организационного потенциала красноярского руководства. После этого журналисты задали спикеру краевого парламента несколько вопросов.
– Можно ли считать выступление Виктора Толоконского на публичных слушаниях об исполнении бюджета стратегией развития региона на ближайшие годы?
– В выступлении Виктора Александровича есть много вещей, которые потребуют от всех нас большой работы: где-то понадобится подтянуть пояса, где-то быть более внимательными к расходам краевого бюджета. На мой взгляд, это выступление является программным и понятным абсолютному большинству красноярцев, поскольку прозвучавшие идеи неоднократно обозначались в постановлениях Законодательного собрания, а также представителями нашей деловой общественности. Это вполне добротный пакет целей, к которым кандидат в губернаторы должен стремиться и с которыми он пойдет к избирателю.
– Как вы можете оценить последние кадровые решения в исполнительной власти края?
– Изменения давно назрели. Виктор Александрович, как мне кажется, чутко ощущает потребности края, а не навязывает их. Это правильно, поскольку высшее должностное лицо и власть вообще должны быть выразителями преобладающих настроений и потребностей общества. Поэтому шаги, которые сегодня делаются, соответствуют краевым интересам, и их уже давно заждались.
Вдумчивый подход
– Выбран ли в настоящее время инвестор, который займется реконструкцией красноярского аэропорта?
– Такой инвестор еще не выбран, и само по себе это не очень здорово. Потому что, хоть универсиада еще и далеко, затягивать этот вопрос бесконечно нельзя. В том же время я всегда был противником того, чтобы нас с вами, красноярцев, активно толкали в спину и говорили: «Вперед, закройте, пожалуйста, глаза, все хорошо!» На самом деле не все хорошо.
Мне кажется, что первоначально рекламируемая идея, которая преподносилась в качестве единственно возможной, является не лучшей и не единственно возможной. Меня сразу же смутил тот факт, что, когда обнаружилась необходимость в модернизации аэропорта, краевая власть не озаботилась вопросом о том, в какой логике эту модернизацию проводить. Должен ли этот аэропорт быть государственным, либо нам необходимо его просто продать частному инвестору в рамках приватизации и избавиться от всех обязательств, которые связаны с самим аэропортом и с сопутствующей инфраструктурой, либо пойти на продажу пакета акций и найти инвестора – никто исходное желание и наиболее правильный подход не обсуждал.
Реально была сделана ставка на конкретного, может быть, и неплохого партнера, и под него долго (порядка двух лет) делался соответствующий вариант. Этот план был достаточно детально проработан, а по его завершении вдруг возникла мысль предложить всем другим потенциальным интересантам внести иные идеи, и дали на это всего один месяц. Наверное, между двумя годами и одним месяцем есть разница.
Относительно недавно была собрана рабочая группа, которая обсуждала нынешнюю ситуацию, и, как я полагаю, было принято согласованное коллективное решение о самом внимательном рассмотрении разных вариантов реконструкции аэропорта, включая сохранение контрольного пакета в руках государства либо частно-государственное партнерство и так далее. При этом мы договорились отвести на это еще не более трех месяцев.
Думаю, что в этом календарном году судьба аэропорта должна быть решена. Важно, чтобы это был хороший проект, соответствующий нашим экономическим потребностям. Уверен, так оно и будет.