Сибирский коллекционер

Книжная кладовая Геннадия Юдина не имела равных в России

Сибирский коллекционер Книжная кладовая Геннадия Юдина не имела равных в России

Кто-то коллекционирует марки, кто-то мадагаскарских бабочек. А кто-то и молодость, как в романе Джона Фаулза «Коллекционер». Пожалуй, сегодня, когда электронные книги и аудиоиздания стали уже обыденностью, едва ли найдется человек, которого бы всерьез интересовало коллекционирование книг. Сегодня мы расскажем читателям о нашем земляке Геннадии Юдине: известном библиофиле, которым мы вправе гордиться.

Геннадий Васильевич Юдин родился 26 февраля 1840 рода в Тобольской губернии. Его семья принадлежала к древнему купеческому роду. Они сменили много губерний, жили и в Минусинске, Балахте, но в итоге остановились на Красноярске. Любовь к чтению развилась у Геннадия Васильевича с детства. У его отца и деда была хорошая домашняя библиотека, которую они регулярно пополняли. Глядя на отца и деда, которые занимались виноделием, юный Гена тоже решил попробовать себя в этом деле. И в двенадцать лет он становится поверенным по винным откупам. Едва тогда кто-то мог предположить, что этот мальчишка добьется больших высот на этом поприще. Круг его первых деловых обязанностей сводился к тому, чтобы контролировать работу управляющих питейными заведениями. Немного времени спустя Юдину удалось выиграть значительную сумму по билетам государственного займа – более 250 тысяч рублей. На эти деньги он решил построить собственный винокуренный завод под Балахтой. Кроме этого он владел несколькими золотыми приисками. В будущем предпринимательская деятельность позволила ему обеспечивать большую семью: он помогал матери, теще, свояченице, незамужней сестре, которые жили вместе с ним.

Искусство «собирать»

Вместе с тем Юдин не получил академического образования. Хотя в одних источниках есть информация, что он якобы закончил Тобольскую гимназию, но эта версия не подтверждается. Свое домашнее образование он пополнял чтением. Он рано начал самостоятельную жизнь, и уже в 14 лет писал отцу: «Кроме выписки книг я, кажется, никуда больше не трачу лишнего. Не выписывать ничего я вовсе не мог, потому что это обратилось у меня в страсть, тем более что в выборе книг я, можно сказать, не ошибаюсь. Имею пользу, которую считаю лучше денежной».

С 13 лет он начал создавать свою библиотеку, активно вел переписку с издательствами, чтобы ему выслали то или иное издание, тратил на это немалые деньги. В течение 35 лет по крупице он собирал свою библиотеку. «Книжная кладовая» Юдина среди частных библиотек по численности и содержанию не имела себе равных не только в Сибири, но и во всей России. Его коллекция универсальна – можно было найти литературу по всем отраслям знаний. Юдин также составил неплохой библиографический каталог. Его особо интересовали издания, запрещенные цензурой. Так, в его коллекции можно было обнаружить один из немногочисленных экземпляров первого издания книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», а также произведения революционеров, тираж которых почти полностью был пущен «под нож». Личная переписка А. В. Суворова, а также различные материалы, связанные с жизнью и деятельностью Л. Н. Толстого, – все это юдинская коллекция. Был у Геннадия Васильевича и ценный фотоархив с видом улиц сибирских городов, фотопортреты местных писателей. Юдин поддержал и осуществил более двадцати издательских проектов, в том числе выпуск полной русской библиографии С. А. Венгерова.

Бережно относился сибирский купец к своим коллекциям: для книг построил специальные шкафы, не штукатурил в помещении, чтобы книги «дышали». А под библиографический отдел отвел специальную комнату.

Геннадий Васильевич уделял внимание и «книжной обертке». Его книги специально переплетали в Ленинграде. Кстати, переплет по тем временам был гораздо дороже, чем сама книга. Это только с конца XIX века стали использовать синтетические материалы, а до этого применяли натуральную кожу.

Семь вагонов книг

Со своей женой – дочерью мещанина из Томска – Евгенией Михайловной они прожили в браке 46 лет. Вместе с супругой он много путешествовал по Европе, где знакомился с библиографами, букинистами. Во время этих поездок Юдин посещал лучшие антикварные и книжные магазины, знакомился с издателями, учеными, писателями. Основным поставщиком книг в библиотеку Юдина был петербургский букинист-антиквар В. И. Клочков.

Всего с Евгенией Михайловной у них было десять детей, трое умерли в младенчестве. Но беда, как известно, не приходит одна. В шестнадцать лет застрелился сын Михаил.

«Любимец всей семьи, прекрасно учившийся, даровитый, но на беду попавший в классе в неподходящую среду» – так писал Юдин об этом.

По-видимому, именно в младшем сыне Геннадий Васильевич видел продолжателя своего дела. А через два года скончался от заражения крови другой сын, Василий, ему было 26 лет. Эти события сильно подорвали здоровье. Так и случилось: с 50 лет его беспокоила тяжелая болезнь, он страдал от отравления свинцом. Геннадий Васильевич всерьез опасался за сохранность своего собрания после смерти, так как по законам того времени его нужно было разделить между наследниками. К тому же его финансовое положение не было стабильным – поддерживать огромную библиотеку требовало немалых денежных затрат. Вот что он писал по этому поводу: «Если бы я располагал достаточными финансовыми средствами и отдал бы мои книги по русскому обычаю, в одно из наших общественных учреждений, к сожалению, я не имею возможности так поступить, несмотря на все мое желание». Юдин предлагал приобрести свою коллекцию крупнейшим библиотекам страны. При этом ставил условие – продать в одни руки полной коллекцией и чтобы она публично использовалась. Но покупатель все не находился. Тогда Юдин дает объявление в иностранную газету. На него откликнулся представитель из библиотеки Конгресса США, выходец из России. И вот, сделка была совершена: богатейшая коллекция, которую оценивали в 500 тысяч рублей, была продана американцам за 100 тысяч рублей. По архивным воспоминаниям современников, в один из февральских дней 1907 года со станции Красноярск двинулся товарный поезд, в семи вагонах которого находилась 81 тысяча книг сибирского коллекционера.

Библиотечная драма

Юдин и потом собирал книги. Оставшаяся библиотека после его смерти имела уже 15 тысяч названий. Дальнейшая судьба библиотеки не менее драматична, чем история ее покупки. В 1920 году, когда частные коллекции были национализированы, вторая юдинская библиотека была передана в Центральное книгохранилище при Красноярском городском музее. Архивные материалы в конце 1940-х годов были переведены в Москву и остались в Центральном государственном архиве литературы и искусства. Часть документов была разделена между архивами областей и республик, входящих в состав СССР. На 1 января 2010 года подписное собрание краевой научной библиотеки насчитывало 9 919 единиц, из них 1 642 – рукописи из юдинской коллекции. В 80-е годы часть фондов вернулась в нашу страну. Когда стали раскладывать книги по местам, обнаружили, что бумага грубая. По словам специалистов, в Америке были неподходящие условия для наших книг. Пожелтевшая бумага говорит о кислотном разрушении. Эти книги вернулись в библиотеку Ленина. Там знали, что вторая библиотека в Красноярске, и отправили к нам 300 книг юдинской коллекции. Сегодня по своему статусу юдинское собрание – книжный памятник, коллекция федерального значения.

Кроме коллекционирования, Юдин всегда выделял большие средства на строительство музеев, больниц, церквей. Помог женской гимназии, отделению российского общества Красного Креста, приюту для арестантских детей и многим другим. Самый крупный благотворительный взнос, который Юдин сделал в 1908 году, – 10 000 рублей. Деньги пошли на строительство романовского музея в Костроме. Тем временем болезнь не отступала. Юдина лечили известные врачи в Красноярске и на курорте Шира. Несмотря на квалифицированное лечение, ему становилось все хуже и хуже. Он очень надеялся на лечение, которое начал в 1910 году доктор В. Н. Кайданов: «Порошки его великолепны, действие их испытал на себе», – писал он.

Умер Геннадий Васильевич в 1912 году в возрасте 72 лет в Красноярске. Вот как откликнулась на это событие газета «Сибирская жизнь»: «Без Юдина невозможно представить русскую книжную культуру конца XIX – начала XX века, и пожелать его соотечественникам не забывать про Юдина и его подлинный подвиг на ниве культуры».

До 90-х у нас в стране Юдина как будто не замечали, всему виной – «непатриотичное» отношение из-за продажи коллекции. С развалом советского государства его имя было реабилитировано. В середине 90-х в Красноярске прошли первые Юдинские чтения, в которых принимает участие интеллигенция из Сибири, Москвы и Санкт-Петербурга.

Отзывы о коллекции

Известно, что по дороге к месту ссылки В. И. Ленин прожил с 4 марта по 30 апреля 1897 года в Красноярске, и вот что он писал своей матери в это время: «Вчера попал-таки в здешнюю знаменитую библиотеку Юдина, который радушно меня встретил и показывал свои книгохранилища. Ознакомился я с его библиотекой далеко не вполне, но это замечательное собрание книг. Имеются полные подборы журналов с конца XVIII века до настоящего времени. Надеюсь, что удастся воспользоваться ими для справок, которые так нужны для моей работы».

Академик М. И. Сухомлинов, который занимался изданием полного собрания сочинений М. В. Ломоносова, писал: «Собрание источников, рукописей и первых изданий Ломоносова сопряжено с чрезвычайными трудностями. Иногда то, чего долго и напрасно искали в богатых библиотеках Петербурга и Москвы, неожиданно открывали в Красноярске».

Мнение

Ольга ЮДИНА

правнучка Г. В. Юдина

– Сейчас идет внутренняя отделка библиотеки-усадьбы Юдина. Изначально планировали оставить залы в первозданном виде, с бревенчатыми стенами. Но, ко всеобщему удивлению, их покрасили краской. Кто дал разрешение это сделать, сейчас никто сказать не может. Радует то, что дом будет восстановлен и будет носить имя Геннадия Васильевича. Реконструкция закончится в 2014 году.

Алексей МЕЩЕРЯКОВ

председатель Красноярского регионального отделения Союза писателей России

– Если верить статистике, то на сегодня в нашей стране не читает 35 % населения. Если у школьника спросить, чем занимался Геннадий Васильевич, я думаю, он не скажет, чем занимался этот человек. То, что на родине Юдина отмечают этот юбилей, а главное – помнят его добрые дела, действительно очень важно.

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это
Без рубрики
22 ноября 2024
Новые нормативы ТКО в крае: что изменится с 2025 года
В Красноярском крае продолжают наводить порядок в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Ключевой этап – внедрение новых нормативов накопления
Без рубрики
22 ноября 2024
Одобрено бассейновым советом
В соответствии с планом работы Енисейским БВУ Росводресурсов в мае и октябре 2024 года проведены очередные заседания бассейнового совета Енисейского