Ежегодно в Красноярске проходят различные форумы, значимость которых выходит далеко за границы региона. Одним из них является Сибирский муниципальный форум. В этом году он состоялся в четырнадцатый раз и собрал участников из пятнадцати субъектов РФ, включая Донецкую Народную Республику.
От региона до страны
Открывая форум, заместитель полпреда президента РФ в СФО Александр Орехов сказал:
Сибирский муниципальный форум за многие годы плодотворной работы прошел путь от регионального мероприятия до значимого события межрегионального масштаба, доказал свою востребованность.
Среди основных организаторов форума – ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при правительстве Красноярского края». В этом году институт отмечает свое двадцатилетие. За эти годы он превратился в уникальную структуру всесторонней, прежде всего правовой поддержки органов местного самоуправления. Настолько уникальную, что именно красноярцам доверили после возвращения Крыма в состав России помочь новому региону максимально быстро войти в российское правовое пространство. А месяц назад было подписано новое соглашение.
Предоставим слово руководителю института Алексею Менщикову:
– За 20 лет существования института мы поняли, что нельзя замыкаться в деятельности в рамках одного региона. У нас очень большие запросы от разных регионов. В том числе от новых. 10 лет назад, когда Крым вошел в правовое пространство Российской Федерации, наш институт оказал помощь новому субъекту. По сути, мы модернизировали их законодательство из украинского в российское. А месяц назад мы подписали с председателем Совета ДНР Артемом Жогой и председателем Законодательного собрания Кемеровской области Алексеем Зелениным трехстороннее соглашение о правовой поддержке нового региона России. В рамках этого соглашения мы уже передали ДНР более 750 модельных документов по разным вопросам, в течение одного месяца провели четыре вебинара и запускаем с нового года спецпроект по интеграции ДНР в правовое пространство Российской Федерации. Исходя из нашей востребованности (а у нас есть соглашения не только с Донецком, но и с другими, очень разными регионами, например, с Чукоткой), мы полагаем, что будущее института – в большом центре компетенций для Сибири и Дальнего Востока, а может быть, и для других регионов Российской Федерации.
Экосистема МСУ
По существу, институт уже выполняет функции такого центра компетенций.
Когда мы создавали институт, то ставили перед собой целью оказание правовой помощи органам местного самоуправления, – отмечает первый заместитель губернатора Красноярского края Сергей Пономаренко.
– В настоящий момент спектр задач значительно расширился, и вопросы, которые помогает решать институт, всегда находятся в центре общественного внимания, в сфере приоритетов деятельности органов местного самоуправления, потому что носят практический характер.
Сегодня институт государственного и муниципального управления представляет собой экосистему, состоящую из элементов, разных по содержанию, но связанных общей целью. Среди элементов экосистемы – центр муниципального нормотворчества, центр профессионального развития, центр инициативного бюджетирования, центр противодействия коррупции и целый ряд других. У каждого из них есть свои, вполне измеримые достижения.
Так, ежегодно специалисты центра муниципального нормотворчества подготавливают более 250 проектов решений о внесении изменений в уставы муниципальных образований.
Огромную работу проводит центр судебной защиты. Не секрет, что из-за слабой правовой подготовки муниципалитеты раньше часто проигрывали судебные дела, которые могли бы выиграть, и несли существенные убытки. Участие института государственного и муниципального управления позволило изменить ситуацию. На счету центра судебной защиты много резонансных дел, в которых удалось отстоять правоту местной власти и создать важные прецеденты. Такими процессами являются широко обсуждавшееся дело о запрете продажи алкогольной продукции в поселке Ессей, дело теплохода «Шельф», когда собственник теплохода пытался взыскать с администрации Балахтинского района 15 миллионов рублей. В серии арбитражных дел о взыскании с муниципального образования задолженности за электроэнергию был сформирован важный прецедент, позволивший ограничить «аппетиты» энергетиков. Одним из крупнейших достижений института стало признание Конституционным судом РФ не соответствующими Конституции положений ряда федеральных законов, касающихся ответственности муниципалитетов за ликвидацию несанкционированных свалок. В целом сумма сэкономленных в результате выигранных процессов средств местных бюджетов составила 166 миллионов рублей.
По результатам выигрышных для органов МСУ дел институтом подготовлено два методических пособия: «Судебник» и «Федеральный судебник». Оба этих издания являются настольными книгами для всех, кто работает в органах местного самоуправления.
Поддержка инициативы
Центр инициативного бюджетирования сопровождает «Программу поддержки местных инициатив» (ППМИ), благодаря которой все более широкие слои жителей вовлекаются в вопросы местного самоуправления, благоустраивают свои населенные пункты, получают возможность самостоятельно планировать бюджетные расходы и контролировать их исполнение. Институт поддержал также пилотный проект школьного инициативного бюджетирования, который реализуется в 2023 году в школах Пировского муниципального округа. Всего же за время действия ППМИ реализовано 956 разнообразных проектов.
Можно долго рассказывать о различных аспектах деятельности института государственного и муниципального управления. Это и авторские программы дополнительного обучения работников местного самоуправления, и антикоррупционный проект, и экспертно-аналитический отдел, где отслеживаются все важнейшие изменения законодательства. Но самое важное – вся эта работа основана на практических потребностях муниципалитетов и имеет четкое прикладное значение – помогать людям на местах решать ежедневные, порой даже рутинные, но совершенно необходимые задачи жизнеобеспечения и благоустройства.
И не зря, выступая на XIV Сибирском муниципальном форуме, губернатор Красноярского края Михаил Котюков подчеркнул:
Основные проблемы развития территорий, городов, сел всегда нужно рассматривать исключительно через призму интересов жителей, которые в этих территориях проживают.