Вот, если угодно, семь компакт-дисков, недавно приобретенных мною в личное пользование. Получился как раз такой недельный наборчик.
И давайте на месте договоримся, что то что вы прочтете ниже — не есть рецензии. Ни в коей мере. Так — заметки на манжетах, соображения по поводу, не претендующие ни на актуальность, ни на музыковедческую компетентность.
ПН
Понедельник — день тяжелый, так что после работы будем слушать альбом суровой импровизационной музыки, записанный в одной из студий Бруклина в 1983 году. Трио состоит из Джона Зорна, который в особых представлениях не нуждается. Он один из тех, кто уже лет двадцать двигает вперед независимую, авангардную музыкальную жизнь Нью-Йоркского даунтауна. Зорн, в качестве композитора, или музыканта участвовал в записи нескольких сотен пластинок. Примерно столько же насчитывает каталог его собственного лейбла «Tzadik» (название обозначает праведника, в иудейской традиции — отдельной строкой Зорн всячески двигает вперед авангардный еврейский мелос).
Тромбонист Джордж Льюис тоже заметная фигура в мире новой джазовой музыки, хотя он и не может похвастаться столь обширной дискографией. Оба этих товарища на момент записи были известны лишь узкому кругу посетителей авангардных клубов Нью-Йорка. Третий участник Дерек Бэйли (к сожалению ныне покойный английский гитарист, мастер свободной импровизации) тогда уже ходил в корифеях.
ВТ
Paul Bley With Gary Peacock— 1970
Вторник сильно легче, поэтому слушаем более спокойный, гармоничный джаз — без буйств и излишних украшательств. Фортепиано (Пол Блей), контрабас (Гари Пикок) и два ударника. Это довольно тихая запись, как и большинство из изданных на лейбле «ЕСМ»: вода, но не огонь; шелест, но не медные трубы. Это не удивительно, когда своим слоганом эта фирма дает понять, что за звание лучших звуков в мире, она готова соперничать с тишиной.
СР
Charles Lloyd «Hyperion with Higgins»
Еще один диск от «ЕСМ». Запись 1999 года, релиз вышел парой лет позже. Чарльз Ллойд — один из немногих американских джазменов, ухитрившихся в 60-е годы с умеренно авангардной программой выступить в СССР (впрочем, в наиболее либеральной его республике — в Эстонии). Больше того, запись его выступления на джазовом фестивале в Таллинне была в те же годы издана отдельной пластинкой в США. Это поздний Ллойд. Красивая, лиричная музыка, без истерик и резких всплесков. Спокойный и комфортный альбом.
ЧТ
Sergio Mendes & Brazil 66 — Greatest Hits
Ну это уже полный easy listening, совершенно не оскорбительный для интеллекта, при том: боса-нова, самба и прочая румба. Этот проект бразильского композитора Серджо Мендеса существовал до 1969 года. Отсюда — легкий крен в сторону актуального (тогда) рока. Репертуар соответствующий: бразильская «Mas Que Nada», битловско-ленноновский «Day Tripper» и известная широкому слушателю в исполнении Глории Гейнор «Going Out Of My Head». Все мило, душевно и легко. В тарантиновских фильмах под такое как правило режут-убивают, хе-хе.
Одна композиция меня просто поразила — исполненная несколько в стороне от латиноамериканского мелоса (зато с использованием арфы!) старинная английская баллада «Scarborough Fair». Ну это которую еще Сара Брайтман, Саймон и Герфанкель и многие прочие пели:
Are you going to Scarborough Fair?
Parsley, sage, rosemary and thyme,
Remember me to one who lives there,
She once was a true love of mine.
Если по-нашему:
На ярмарку в Скарборо держишь свой путь?
Петрушка, шалфей, розмарин и тимьян
Былую любовь я желаю вернуть
Найдешь ли мне ту, что вспомнит меня?
Петрушка, шалфей, розмарин и тимьян
Былую любовь я желаю вернуть
Найдешь ли мне ту, что вспомнит меня?
Так вот у бразильцев этих душевнее всего получилось (на мой, опять-таки слух). Кто б мог подумать.
ПТ
Западный Фронт «Весна в Гонконге»
Русскоязычный панк-рок из Казахстана, точнее из города Актюбинска, где из групп соответствующего направления был в свое время собран целый клуб. Лидер «Западного фронта» Ник Вдовиченко — бывший участник самой известной актюбинской формации «Адаптация» (которая дважды гастролировала в Красноярске). Отсюда почти полностью общий для обеих групп состав музыкантов. К сожалению, до уровня даже не самых сильных работ «Адаптации» этому альбому далеко. Весьма неровная подборка — «Весна в Гонконге». Достаточно сильные и драйвовые вещи (пример тому — заглавная) соседствуют с проходными, которые и вспомнить-то непросто. В общем, очень на любителя запись. Я, так получилось, пожалуй из этих буду. Так что, кто знает, может и вслушаюсь как-нибудь в «Весну» (диск-то вот он, на полочке стоит) и кардинально поменяю свое мнение. Так бывало, и ни раз.
СБ
2ва самолета «Подруга подкинула проблем»
Культовая пластинка времен моей учебы в старших классах средней школы. Отмечу, популярность вполне заслужена. Вообще, в те годы эм-тэ-вэ (именно так мы произносили) невероятно приличный был. Особенно по сравнению с тем, что там крутят сейчас. А я-то не ценил. Эх.
Это — веселые, неполиткорректные песни с бодрой духовой секцией и едкой иронией в текстах. Я по утрам под них полюбил зарядку делать и завтрак собирать, приплясывая. Герои — селедки Балтийского моря; мирающий ранец и красотка из соседнего квартала, которая танцует в модном клубе с толстопузым папой.аемой газеты; умирающий Чебурашка; подруга, которая подкинула проблем; Миша, которому нужно оторвать всякое; мачо-засранец и красотка из соседнего квартала, которая танцует в модном клубе с толстопузым папой.
Купите бочку текилы,
О, девицы, девицы,
Её в стаканы разлейте
О, девицы, девицы,
Её в стаканы разлейте
До капли, до капли.
Отнесите текилу мужчинам,
Бородатым мужчинам в самбреро.
Отнесите текилу мужчинам,
Бородатым мужчинам в самбреро.
Девицы текилу в стаканы разлили,
Теперь мужчины на все согласны,
Они целуют девиц и гладят,
Пока луна не погасла.
ВС
U TOTEM
Ну и последнее.
Ныне почивший отечественный полулецензионный лейбл «Essential music» на «корешке» своих компактов любил обозначать стиль записанной на них музыки — «new jazz», «new classic», «noise», «kraut-rock»… Часто, особо не замудряясь, писали просто — «avant-guarde». Вот и здесь.
Музыка, записанная на этом альбоме 1990 года представляет собой затейливый, симпатичный прог-рок. Прог здесь своего рода ватманский лист, на котором, экспериментируя, музыканты создают свои коллажи. Тут и китайская (Японская? Корейская?) речь, и опера и много еще всякого — ингредиентов намешано щедро. От этого периодически возникает радостное чувство узнавания, хотя казалось бы — с чего? Слушаешь ведь впервые.