Повестка первой летней сессии Законодательного собрания края была, во-первых, масштабной, во-вторых, в русле сезона – жаркой. Наиболее острым стало обсуждение проблем, сложившихся вокруг темы строительства онкоцентра. Дискутировали и по поводу фиксированных тарифов на электроэнергию в сельской местности.
В целом в течение рабочего дня – сессия растянулась на восемь часов – удалось рассмотреть пятьдесят пунктов повестки.
Лобби в интересах жителей
А началось все по традиции с кадровых вопросов. Депутаты Законодательного собрания согласовывали кандидатуру Веры Оськиной, выдвинутой 18 мая губернатором края Львом Кузнецовым на пост сенатора в Совете Федерации РФ от региона.
Тема лобби краевых интересов на федеральном уровне для нашего региона особенная. Большинство крупных проектов, признанных экономическими и социальными точками роста края, реализуются на принципах софинансирования с Федерацией. Яркий пример – строительство кардиологического центра, открытие которого состоится в ближайшие дни. Экономическая нестабильность только усилила роль лоббистов – дальнейшее развитие региона во многом стало определяться способностью властей доказывать необходимость продолжения федеральных вливаний, а также добиваться поддержки краевых антикризисных инициатив. Не секрет, что экс-губернатор Александр Хлопонин сам был сильным лоббистом, по принципу продвиженческой эффективности формировался и депутатско-сенаторский федеральный пул.
По словам Веры Оськиной, она отчетливо представляет свои задачи как сенатора Совета Федерации.
– Безусловно, сенатор должен помнить, что за ним весь Красноярский край, интересы населения большого региона. Для меня важны и наказы простых жителей края, и поручения правительства и Законодательного собрания. Есть и наши, ставшие уже традиционными приоритетные направления. Например, Нижнее Приангарье, развитие которого не завершится с окончанием строительства Богучанской ГЭС. Нам предстоит еще реализовать проект алюминиевого завода и целлюлозно-бумажного комбината. Их нужно курировать, в том числе и на федеральном уровне.
Напомним, на место в Совете Федерации от региона претендовал депутат Госдумы России Виктор Зубарев, которого выдвинул прежний глава края. После отставки Александра Хлопонина Совет Федерации отложил рассмотрение вопроса, позволив новому губернатору назначить на важную для края должность своего избранника.
Сельская квитанция
Тема тарифов на электроэнергию для местных сельхозпроизводителей не раз поднималась, в первую очередь самими сельчанами. Сегодня, когда цены на зерно падают, а рынки сбыта расширяются не так динамично, как хотелось бы, потребление электроэнергии по нерегулируемым тарифам негативно сказывается на сельском бизнесе, по сути сводя его к нулю. Вся прибыль съедается тарифами.
– Село наше никогда не было избаловано. И многие социально-экономические проблемы страна на протяжении десятилетий решала за его счет, – считает спикер Законодательного собрания края Александр Усс. – В этом году, полагаю, рост энерготарифов оказывает наиболее зримое отрицательное воздействие на социально-экономическую ситуацию на селе. В прошлом году в очередной раз был перекрыт рекорд урожая, но цены на зерно остались прежними, а то и ниже. На селе живет треть нашего населения, эти люди производят жизненно важную продукцию, поэтому, считаю, в споре энергетиков и селян власть должна чаще занимать позицию сельских товаропроизводителей.
В Красноярском крае повышение энергозатрат составило от 19 до 28 % в среднем. В выставленных счетах возрастает часть нерегулируемых тарифов. Как известно, с 1 января электроэнергия для сельхозпроизводителей по нерегулируемым тарифам отпускается в объеме 60 % , по регулируемым – 40 %. С 1 июля доля нерегулируемой составляющей вырастет до 80 %. Со следующего года планируется полный переход на нерегулируемую составляющую. Что ж, либерализация рынка электроэнергии сыграла свою роль. Как известно, решение о снижении тарифов – прерогатива федеральных властей. В данной ситуации краевые власти могут только изыскивать средства на дополнительную господдержку селян из посткризисного, дефицитного бюджета. А тут как в мультфильме, «чтобы отдать, нужно у кого-нибудь занять», или в нашем случае – откуда-нибудь забрать. Бюджет края социальный, то есть в основном средства идут на поддержку и развитие социальных отраслей. Что менее приоритетно? Образование, здравоохранение, дети, сироты, старики? Именно поэтому региональные власти решили начать с наведения порядка в хозяйствах, предложив сельхозпроизводителям проинвентаризировать энергетическую составляющую и на основе анализа попытаться минимизировать затраты. Возможно, та мощность, которая распределялась хозяйствам 20 лет назад, теперь им уже не нужна. Так зачем ее содержать? Где-то необходимо изменить технические условия, что удешевит затраты на энергию.
Что касается доли электроэнергии в стоимости продукции: она некритична. Для перерабатывающих производств, для животноводства она, безусловно, выше. Но, например, по молочному животноводству она составит не более 10 % в общей стоимости продукта. То есть нельзя сказать, что выросшие тарифы существенно скажутся на стоимости молока, мяса и т. д.
Тем не менее точка в решении проблемы не поставлена. Депутаты предложили правительству края еще раз рассмотреть возможность компенсации нерегулируемых тарифов.
По мнению Александра Усса, одним из наиболее важных событий недавней сессии стало принятие в двух чтениях закона об оплате жилья сельским педагогам.
– Закон чрезвычайно важен. Этой истории больше трех лет. По этому поводу было большое число разного рода судебных решений. Закон прежде всего переводит в денежную форму натуральные льготы, которые действовали в отношении сельских педагогов. Но Федерация, к чьим расходным полномочиям относится этот вопрос, этих денег не компенсировала. Сейчас педагоги будут получать те льготы, что имели, но предприятия ЖКХ перестанут судиться с федеральными органами власти за компенсацию затрат, которые они несут. На исполнение закона край в этом году затратит порядка 200 миллионов рублей, в следующем – четыреста.
Стройка тревоги нашей
Теперь об онкоцентре. Тема давняя – и от этого особенно запутанная. Первые разговоры о необходимости реконструкции краевого онкодиспансера начались еще в 90-е годы. И только в 2005 году наконец был объявлен конкурс на его проектирование. Однако готовая проектная документация не прошла госэкспертизу. После долгих судов был объявлен новый конкурс. Генпроектировщиком стала фирма «ВЕРФАУ Медикал Инжиниринг» из Санкт-Петербурга, на счету которой проектирование аналогичных клиник в Германии, перинатальные центры в Мурманске, Новом Уренгое, Москве и Санкт-Петербурге. Тем не менее и эта, вроде бы солидная, компания срывает сроки проектирования. Свет в конце проектного туннеля забрезжил. По словам министра здравоохранения Вадима Янина, через два-три месяца полный пакет проектно-сметной документации (ПСД), которая сейчас проходит последние стадии госэкспертизы, окажется в руках заказчика. А неустойку за просрочку вычтут из окончательного расчета с подрядчиком.
– К сентябрю 2010 года проектная документация будет готова. После этого будет объявлен конкурс на строительство. Думаю, к началу 2012 года мы получим первую очередь объекта, – говорит министр здравоохранения края Вадим Янин, – после этого будет запущена вторая очередь на строительство поликлиники и третья – реконструкция имеющихся объектов.
По словам министра, онкоцентр прирастет новыми корпусами: лечебным – с 15 клиническими отделениями для всех видов онкологических заболеваний – и новым хирургическим блоком с 17 операционными. Кроме того, должен быть реконструирован административный блок и построена новая поликлиника.
Все это воплотится в жизнь лишь при полном и своевременном финансировании. Но именно финансирование – краеугольный камень проблемы «строительство онкоцентра».
– Финансирование – самый сложный вопрос, – считает Александр Усс. – Центр обойдется в значительную сумму. Возможно, его стоимость превысит 10 миллиардов рублей. Поэтому одной из важнейших политических и управленческих задач является работа над привлечением федеральных средств. Эту работу на уровне Москвы нам необходимо активизировать. У нас есть влиятельный депутатский состав, есть хорошее лобби Красноярского края в Министерстве финансов и правительстве страны.
Мы намерены держать эту тему в поле зрения постоянно, с тем чтобы выполнялся график работ по всем направлениям.
В свою очередь министра здравоохранения также тревожит кадровый вопрос. По предварительным расчетам, клиника потребует еще около 50–60 врачей-онкологов, о чем, по мнению Вадима Янина, необходимо позаботиться уже сейчас. Предполагается пойти двумя путями. Во-первых, объявить обучение ординаторов онкологических специальностей, во-вторых, создать условия для привлечения опытных специалистов со стороны.
Тем не менее, несмотря на сложную, неоднозначную дискуссию вокруг строительства крупного социального объекта, радует, что онкоцентр наконец в центре внимания властей. Решение долгой, застарелой проблемы сдвинулось с мертвой точки.