Мы живем в сложном и небезопасном мире, где к угрозам природного характера добавились и техногенные – такова плата человечества за технологическое развитие.
К сожалению, никакой уровень технологий не способен исключить вероятность нештатных ситуаций. Но в каждом конкретном случае важно, какие будут извлечены уроки из случившегося.
Оперативно и качественно
Авария, произошедшая в конце мая в Норильске, стала результатом целого ряда факторов, часть из которых просто невозможно было спрогнозировать. Объект строился по проекту 1981 года, когда никто даже и представить не мог, что в обозримом будущем вечная мерзлота начнет таять. На вечность мерзлоты, очевидно, понадеялись и строители, допустившие серьезные отклонения от проекта.
В итоге, как представляется сегодня, часть свай просто ушла в глубину, перераспределилась, что и привело к разрушению резервуара.
Разумеется, это предварительная версия. Авария беспрецедентна – ее просто не с чем сравнивать. Поэтому сегодня изучением причин катастрофы занимаются и научные организации, и компетентные государственные структуры.
Но важны не только причины. Не менее важны следствия. Насколько оперативно мы можем сегодня реагировать на техногенные вызовы, и какие уроки из случившегося извлечены?
– Способность страны ликвидировать подобного рода аварии дорогого стоит. Потому что ни одна страна не может гарантировать, что на ее территории никогда не будет никакой техногенной катастрофы. А вот способность ее ликвидировать – это говорит о силе, а не о слабости, – таково мнение президента компании «Норникель» Владимира Потанина.
Напомним, что в результате оперативных мероприятий удалось локализовать разлив нефтепродуктов.
– Могло быть очень плохо, если бы это топливо все пролилось через реку Пясину в Карское море. Да, действительно, это была бы арктического масштаба катастрофа. Но я подчеркиваю, что эту угрозу нам удалось остановить, – отметил Владимир Потанин.
По оперативным сводкам «Норникеля», на сегодня в районе ТЭЦ-3 и реки Амбарная собрано 34 451 кубометр водно-топливной смеси. На площадке ТЭЦ-3 отсепарировано 4 768 кубометров.
На реке Амбарная нейтрализовано всего 422 816 квадратных метров территории, использовано 99 370 килограммов сорбента. Собрано 350 220 килограммов использованного сорбента. Установлено 12 рубежей заградительных бон и 28 рубежей сорбирующих бон.
«Сделать все по-человечески»
Таким образом, основная часть разлившихся нефтепродуктов нейтрализована. Но работы будут продолжаться до полного восстановления пострадавшей среды.
– Качественно ликвидировать последствия аварии – для меня это важный вопрос, потому что я помню слова президента. Он сказал: «Тут надо не быстренько прибраться, для виду, а сделать все по-человечески», – подчеркнул президент «Норникеля».
Любой опыт, в том числе и негативный, важен тем, что позволяет извлечь уроки и предпринять необходимые превентивные меры. Коварство тающей мерзлоты наглядно показало необходимость пересмотра требований к мониторингу обеспечения промышленной безопасности для всех компаний, работающих в условиях Заполярья. И «Норникель» стал одним из первых, кто внедряет новые подходы в практику.
– Мониторингу будет подвергнуто более шестисот объектов. Они самые разные, в том числе это резервуары, – рассказал Владимир Потанин. – И часть этих объектов уже заранее, на всякий случай, выведена из эксплуатации. На случай, если такого рода протечки топлива или иных опасных веществ будут, мы с запасом делаем сооружения, которые защищают этот объект, так называемые обваловки. Это сооружения, которые позволяют удержать на случай аварии топливо в периметре объекта, чтобы оно не попадало в водную среду и не наносило большого ущерба экологии. Говоря об этом, я прошу с пониманием отнестись к тому факту, что компания «Норникель» на Таймыре хозяйствует на территории, которая примерно сопоставима с территорией Бельгии. И, как я уже сказал, там порядка шестисот объектов, которые мы мониторим. Там десятки предприятий, сотни промышленных объектов.
Конечно, объем необходимых мероприятий огромен. Однако у компании есть понимание того, что на экологии экономить нельзя. На протяжении многих лет «Норникель» реализует колоссальную даже по мировым меркам программу экологической модернизации.
На пути к «зеленой экономике»
– Мы привержены реализации этой программы и уже много что сделали, – рассказывает Владимир Потанин. – В частности, в результате того, что закрыли никелевый завод, который был в черте Норильска, мы сократили на 30 процентов выбросы серы в городе. Сейчас занимаемся закрытием плавильных цехов на границе с Норвегией, загрязняющих и российскую, и норвежскую территории, которые с 1939 года были такой проблемой. Причем делаем это во взаимодействии с властями Мурманской области, все очень корректно и социально приемлемо. Сумма общая, которую мы потратим на обеспечение улавливания всех выбросов серы, возросла. В свое время я докладывал об этом президенту, и мы говорили о 150 миллиардах, сейчас она уже превышает 250 миллиардов. Потому что по мере развития проекта возникают новые проблемы. Он расширяется, усложняется, и расходы на него растут. Но это не мешает нам быть приверженными реализации этого проекта.
На самом деле речь идет о революционном уменьшении воздействия на окружающую среду. К 2023 году «Норникель» сократит выбросы серы почти на 50 процентов, а к 2025 году – на 90 процентов.
Добавим к этому, что, не снижая расходов по действующей экологической программе, Норникель предусматривает еще 100 миллиардов рублей на мероприятия по промышленной безопасности, для того чтобы не допустить больше техногенных ЧП, подобных разливу нефтепродуктов на ТЭЦ-3.
Таким образом, вес экологических расходов компании возрастает до космической цифры в 350 миллиардов рублей.
В этом смысле не может не импонировать позиция Владимира Потанина, который заявил:
– Компания, которая платит высокие дивиденды акционерам, должна быть способна и серьезные средства потратить как на инвестиции в расширенное воспроизводство, так и на обеспечение устойчивого развития.
А устойчивое развитие сегодня немыслимо без экологической ответственности.
Важнейшей задачей предстоящих 5–7 лет, по словам президента «Норникеля», является переход к более высоким стандартам устойчивого развития. В процессе этого перехода должен произойти ребрендинг – от имиджа загрязнителя Арктики к компании, способствующей развитию «зеленой экономики».
Кстати, металлы, которые производит компания в виде компонентов аккумуляторных батарей и катализаторов, уже сегодня формируют каркас «зеленых» технологий будущего.
Подготовлено по материалам интервью Владимира Потанина телеканалу «Россия 24»
Фото Владимира Корецкого