Главными задачами развития отрасли по-прежнему остаются восстановление парка, реконструкция посадочных площадок, а также субсидирование перевозок. Напомним, именно наш регион выбран пилотной площадкой для реализации большого проекта по возрождению региональных авиаперевозок. Предпочтение федеральных властей объяснимо. В крае более 80 населенных пунктов, добраться до которых можно только авиатранспортом. В советские времена в стране небольшие самолеты выполняли до 1 млн рейсов в год, перевозя почти 10 млн пассажиров. В 1991 году в России действовало 1 300 аэропортов. За несколько лет их число сократилось почти в десять раз. Малая авиация по всей стране вынужденно совершила жесткую посадку.
Вопросы развития малой авиации в Красноярском крае и других сибирских регионах обсуждались на координационном совете по транспорту, который прошел в Новосибирске. В нем приняли участие заместитель губернатора – заместитель председателя правительства Красноярского края Михаил Кузичев и министр промышленности и энергетики края Денис Пашков. Авиационная транспортная доступность районов края – проблема не одного дня. Поэтому участники встречи в Новосибирске снова поставили перед Минтрансом РФ актуальные вопросы: предоставление субсидий авиакомпаниям на перевозку граждан и федеральная поддержка перевозчиков на покупку в лизинг воздушных судов. Только региональными силами местные авиаперевозки не поднять. Поэтому на правительственном уровне было принято решение создать на территории Красноярского края федеральное казенное предприятие «Аэропорты Красноярья». В настоящее время проводится работа по оформлению права оперативного управления имущественных комплексов таких аэропортов, как Кодинск, Мотыгино, Северо-Енисейск, Подкаменная Тунгуска и Туруханск.
Точка доступа
В связи со сменой статуса возникла информация о возможных отменах регулярных рейсов. Одна из авиакомпаний опубликовала сообщение о временном закрытии аэропорта Северо-Енисейск в связи с окончанием срока действия сертификата соответствия по авиационной безопасности и запрете на осуществление полетов гражданских воздушных судов в аэропорту Северо-Енисейск. Известно, что только одна авиакомпания выполняет рейсы на линии Красноярск – Северо-Енисейск. В межсезонье, когда до центра золотодобычи края можно добраться только по воздуху, такое решение просто невозможно. В Министерстве промышленности и энергетики края заявили, что работа аэропорта Северо-Енисейск будет проходить в штатном режиме.
Задержки с оформлением документов аэропорта были связаны исключительно с переходом в другую организационно-правовую форму. Аэропорт оперативно получил временное разрешение Ространснадзора. Одновременно был подготовлен и передан в Росавиацию пакет документов для получения постоянного разрешения. Переходный период коснется всего аэропортового хозяйства края. Он позволит изменить ситуацию с состоянием посадочных площадок. Планируется, что в рамках работы федерального казенного предприятия «Аэропорты Красноярья» за счет средств федерального бюджета в аэропортах будут проведены модернизация и техническое перевооружение существующей наземной инфраструктуры. Новое дыхание получит аэропорт Кодинск. В связи со строительством Богучанской ГЭС, развитием промышленного кластера в Нижнем Приангарье аэропорт должен соответствовать современным стандартам. Как отметил министр промышленности и энергетики края Денис Пашков, «аэропорт, который расположен южнее г. Кодинска на 15 км, введен в эксплуатацию в 1989 году. Сегодня этот аэропорт имеет всю необходимую сертифицированную инфраструктуру для приема и обслуживания различных типов самолетов и вертолетов. Но ему также необходимы средства на модернизацию».
Пассажирооборот растет
Сегодня средства на развитие малой авиации проходят через ведомственную целевую программу «Развитие воздушного транспорта в Красноярском крае» на период 2011–2013 годов, утвержденную в правительстве региона. В программе предусмотрены два основных направления: развитие авиационного комплекса и государственная поддержка авиационной отрасли в виде субсидирования межмуниципальных перевозок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Общая сумма, необходимая для реализации программы до 2013 года, составляет 113 млн рублей: 95 млн рублей будут выделены в качестве субсидий, еще 18 млн – на проведение ремонтных работ взлетно-посадочной полосы аэропорта Диксон. Таким образом, силами одной программы денег хватает только на доступную стоимость билетов для населения и ремонт одного аэропорта. Между тем в результатах программы значится, что к 2013 году пассажирооборот увеличится на 16 %, грузооборот – на 41 %.
Большие перспективы открыты сегодня перед аэропортом Емельяново – авиатранспортным узлом международного значения. Как подчеркнул Денис Пашков, Емельяново имеет большой пассажирский и грузовой потенциал, совершенную аэропортовую инфраструктуру, наращивает объемы перевозок: «Емельяново поддерживает авиационное сообщение по более чем 60 направлениям, в аэропорту присутствуют 20 российских и международных авиакомпаний. Пассажиропоток 2011 года составил 1,6 млн человек, в 2010 году этот показатель был равен 1,2 млн. Мы рассчитываем, что в 2012 году пассажиропоток составит порядка 2 млн человек». Аэропорт-спутник Емельяново – Черемшанка ждет решения федеральных ведомств по своей дальнейшей судьбе. Восстановление аэровокзала Черемшанки будет зависеть от анализа динамики показателей объемов пассажирских и грузовых перевозок.
Новой точкой на карте современной региональной авиации ближайшим летом может стать п. Шушенское. Эксперты отмечают, что пассажиропоток в направлении Шушенское – Красноярск имеет выраженный сезонный характер. В настоящее время одна из местных авиакомпаний рассматривает возможность осуществления авиарейсов летом по маршруту Шушенское – Красноярск – Норильск. Летать на юг будут уже не старые «аннушки», а компактные «иностранцы». Реновация краевого парка воздушных судов с приобретением воздушных судов малой кресельной емкости позволит осуществлять полеты по маршруту Шушенское – Красноярск на постоянной основе.
Для обновления парка воздушных судов правительство края планирует закупить 10 самолетов марки Л-410 и 10 самолетов ATR 42-500/600. Как сообщил Денис Пашков, первые Л-410 должны поступить в край в конце сентября 2012 года, а ATR 42 – уже в апреле-мае текущего года. Новые самолеты смогут заменить вертолеты, которые сейчас в основном используются на севере края, на маршрутах Эвенкии и Таймыра. Такая замена, по словам министра, позволит снизить расходы на перевозку пассажиров в несколько раз. С появлением импортных «малышей» в крае могут быть возобновлены такие маршруты, как Красноярск – Ачинск, Красноярск – Ужур, чтобы дорога до пункта назначения занимала всего пару чашек кофе и один журнал.
Новый тип воздушного судна совсем недавно начал выполнять рейсы между краевым центром и поселком Тура. Турбовинтовой самолет ATR 42-500 франко-итальянского производства приземлился в Туре после того, как местный аэропорт получил необходимые допуски для обслуживания самолета, пришедшего на замену Ан-24.