Знамена, ордена, плакаты, монументы в честь героев священной войны – эти и другие яркие образы известны нам из книг, фильмов, уроков истории, музейных экспозиций. Сколько бы лет ни прошло с тех страшных событий, мы не имеем права забывать, какой ценой завоевана Победа. И обязаны бережно хранить память, в том числе о символах Великой Отечественной. Это важно, чтобы не прерывалась связь времен.
Письмо-треугольник
Треугольное письмо сразу же ассоциируется с Великой Отечественной. Оно само по себе было изобретением войны. Почему вообще возникла такая форма письма? Для этого надо знать, что треугольное письмо совмещало в себе два в одном: и лист писчей бумаги, и конверт. Письмо писали на одной стороне листа, затем сворачивали особым образом, так что получался треугольник, на внешней стороне которого писали адрес и имя того, кому оно предназначалось.
Таким образом, решалось сразу множество задач. Страна напрягала все силы. Девиз «Все для фронта, все для победы» был не риторической фразой. В этих условиях треугольник давал огромную экономию. Не нужно было тратить клей, бумагу, труд на производство конвертов. Кто-то подумает, ведь это же копейки. Но за время войны было написано и доставлено адресатам 10,7 миллиарда писем! И трудно подсчитать, сколько патронов, гранат, автоматов было выпущено на сэкономленные треугольниками деньги.
Кроме того, треугольники были компактными, что облегчало труд почтальонов, а благодаря способу складывания не разворачивались во время транспортировки. Однако при необходимости их можно было легко вскрыть, а затем снова запечатать. А необходимость такая была. Немецкая агентура не дремала, поэтому письма с фронта и на фронт проходили обязательную цензуру. И если цензор обнаруживал информацию, которая могла бы помочь врагу, если бы письмо попало в его руки, эта информация беспощадно вымарывалась.
Позднее появилось и символическое толкование треугольного письма. Три угла символизировали христианские добродетели: Веру, Надежду, Любовь. Писем ждали, им радовались, их зачитывали до дыр и бережно хранили. Даже спустя десятилетия после окончания войны. Ведь треугольное письмо всегда было знаком надежды: если пишет, значит жив. Ведь похоронки никогда не передавались в треугольных письмах.
Вечный огонь
Наверное, все помнят строки Владимира Высоцкого:
«На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букеты цветов
И Вечный огонь зажигает…»
Может быть, это покажется странным, но первый Вечный огонь в память о погибших защитниках Отечества был зажжен только через 11 лет после Победы. Это произошло в Тульской области, где при строительстве газового завода были обнаружены несколько братских могил. Павших воинов перезахоронили, обустроили мемориальный комплекс. А в сентябре 1956 года благодаря инициативе директора газового завода полковника в отставке Сергея Александровича Джобадзе на мемориале был зажжен первый Вечный огонь в стране. Кстати, Сергей Джобадзе известен не только как создатель символа неугасающей памяти. Он – один из разработчиков знаменитой «рельсовой войны», а в послевоенное время – организатор газовой промышленности СССР.
И все же в истории он остался прежде всего инициатором Вечного огня.
Конечно, это был не первый Вечный огонь в истории человечества. Впервые неугасимое пламя было зажжено в 1923 году на могиле Неизвестного солдата в Париже. Впоследствии вечные огни зажигались во многих странах, но если во всем мире их несколько сотен, то в Советском Союзе, а впоследствии России – более четырех тысяч.
Но первым «официальным» Вечным огнем стал огонь, зажженный на Марсовом поле Ленинграда в канун 40-летия Октябрьской революции. Именно он стал родоначальником всех огненных символов СССР. От частицы пламени с Марсова поля были зажжены газовые факелы памяти в Риге, Севастополе, Минске. От него же загорелся и Вечный огонь над могилой Неизвестного солдата в Москве. Это произошло 8 мая 1967 года.
Достаточно быстро Вечный огонь завоевал всенародное признание. К нему приходили выпускники школы и молодожены. Негасимое пламя стало символом встречи с предками, которые своей смертью спасли будущие поколения.
Минута молчания
Большое видится на расстоянии. Иногда требуются годы, чтобы понять весь масштаб прошедших событий. Наверное, в первые послевоенные годы потребность в радости от мирной жизни была больше потребности в увековечении памяти. Поэтому многие символы войны появились спустя десятилетия после ее окончания. Это относится и к минуте молчания. Она вошла в жизнь страны после передачи Центрального телевидения, показанной 9 мая 1965 года, в двадцатую годовщину Победы.
Передача была нарочито лаконичной. В студии был сооружен макет фрагмента кремлевской стены. Гипсовая чаша и газовая горелка имитировали Вечный огонь.
Миллионы зрителей увидели на экранах телевизоров языки пламени, вздымающиеся вверх. Стоит напомнить, что в реальности Вечный огонь у Кремлевской стены появился лишь два года спустя.
Пламя и голоса. Вступительные слова произносил Юрий Левитан, голос которого уже сам по себе был символом войны и Победы. Основной текст читала диктор Вера Енютина.
Та, первая минута молчания была до боли пронзительной. По воспоминаниям автора текста Ираны Казаковой, каждый член группы, работавшей над передачей, вспоминал тех своих родственников и знакомых, кого унесла война. К сожалению, через несколько лет от первоначального текста отказались. Вера Енютина эмигрировала в США. В разгар холодной войны это не могло остаться без последствий.
Однако текст сохранился. И сегодня его можно найти и прочесть. Вот небольшая цитата:
«Товарищи! Мы обращаемся к сердцу вашему, памяти вашей. Вспомним тех, кто не вернулся с войны, кто не дошел с нами до Дня Победы. Нет семьи, которая не потеряла бы отца или брата, сына, сестру, дочь. Нет дома, которого не коснулось бы военное горе. У каждого свой счет к войне. У матерей – за сыновей, в чью гибель они никогда не поверят и до самых последних дней будут все ждать и ждать их. У детей – за отцов, от которых в памяти остались только прощальный поцелуй да сильные руки, когда-то высоко поднявшие ребенка. Проходят весны и зимы. Проходит год за годом, а они все те же, какими ушли от нас. Они всегда с нами и в нас».
Георгиевская лента
В последние годы георгиевская лента стала непременным атрибутом мая. Этот символ исторически значительно старше других символов Великой Отечественной. Он родом из славных петровских времен. Цвета георгиевской ленты – черный и оранжевый – это цвета государственного герба и флага Российской империи, часть триады: черно-оранжево-белый или черно-желто-белый. В различные годы полоски на ленте могли быть желтыми или оранжевыми. Ведь с точки зрения геральдики оба этих цвета лишь отображение золотого. А геральдическими цветами России были именно черный, золотой и белый.
В 1769 году императрица Екатерина II учредила орден Святого Георгия – высшую военную награду России. Орден имел четыре степени и присуждался за воинские заслуги. За все время существования ордена в Российской империи первой степенью были награждены всего 23 человека.
Согласно статуту ордена ни высокое происхождение, ни ранение не давали право на эту высокую награду. Для получения «Георгия» нужно было не только следовать присяге, чести и воинскому долгу, но и отличиться особенно мужественным поступком либо ценными советами в ратном деле.
Одновременно с орденом была учреждена как знак отличия и георгиевская лента «для поощрения верности, храбрости и благоразумия во благо Российской империи». Получившим ленту полагалось пожизненное жалованье. Лента передавалась по наследству, но могла быть отнята у владельца за неблаговидный поступок.
После Октябрьской революции орден Святого Георгия упразднили и вновь учредили только в начале XXI века. А вот судьба георгиевской ленты оказалась иной. Она возродилась во время Великой Отечественной войны под названием «Гвардейская лента». Эта лента прилагалась к различным военным наградам, в частности к ордену Славы всех степеней. Гвардейская лента стала и официальным символом Парада Победы на Красной площади. И остается победным символом до сих пор. Только под историческим названием – георгиевская.
При подготовке использованы материалы Минобороны РФ и спецпроекта научно-исторического журнала «Родина»