Люди с ограниченными возможностями вошли в наш мир не так давно. Раньше их не было видно на улицах, они не становились героями телепередач. И нам было удобно не думать о том, как им живется. Сегодня ситуация меняется. Вот спортсмен на одной ноге в коротких шортах, открывающих протез. Вот колясочник, путешествующий по миру в одиночку. А вот ментальный инвалид, самостоятельно делающий покупки в магазине.
Тема доступности среды для людей с ограниченными возможностями здоровья продолжает оставаться актуальной. Слишком формально мы к ней подходим, наполняя цифрами отчетов. Сколько пандусов установили в учреждениях, лифтов-подъемников. А если глубже взглянуть на проблему, изнутри?
Именно это уже несколько лет пытается сделать искусство. В 2012 году «Нику» получил документальный фильм о мальчике-аутисте «Антон тут рядом». Молодой человек с ментальными нарушениями, оставшись один, испытал всю жестокость нашего мира. Он искренний и улыбчивый человек, который говорит только правду. Но умирает мать, и подросток теряется, уходит в себя, спасается, закрывшись одеялом. И повторяет: «Антон тут рядом», как будто напоминая нам, что существуют рядом с нами люди, которым необходима помощь, которые не могут жить в одиночестве.
Об Антоне Харитонове мир узнал из его сочинения, выложенного в Интернет. Называется оно «Люди». Это окружающие его, но не он сам. Это другие «терпят» этот мир, Антон искренне улыбается ему, радуется каждому проявлению любви. Такой вот он – «ноги на земле, голова в облаках». Как и его товарищ по инвалидности из пьесы «Малые деньги» финского драматурга Сиркку Пелтола.
Этот спектакль в Красноярск на «Театральную весну» привез Лесосибирский драматический театр. И покорил зрителей, заставил думать и переживать. А после – поставить перед собой вопрос: готово ли общество, готов ли я принять в свою жизнь людей с ментальными нарушениями?
Казалось бы, простая история: Ясон (мужчина с ограниченными умственными способностями) живет в деревушке вместе со старой матерью. Женщина жизнь положила на социализацию сына. Он вымуштрован, как солдат: кашу съесть, чтобы не испачкать рубашку, в город надеть выходные брюки, если любимое место занято, найти другое, кредитную карту спрятать в карман с пуговкой и пин-код никому не говорить. А если забыл – посмотреть размер ботинок и кепки. Ботинки на ногах, кепка на голове – «ноги на земле, голова в облаках». Мать, а вслед за ней и Ясон все время повторяют: «На карте наследство и пенсия – вся будущая жизнь Ясона». Это главная ценность умственно отсталого человека.
Алгоритм действий, выработанный десятилетиями (по пьесе Ясону около 50 лет, но ментально он 10-летний ребенок), работает как часы. И дает сбой, только когда Ясон встречается в сквере с бродячей парочкой – мелким воришкой Микки и его беременной подружкой Ванессой. Они заняли его любимое место, и мужчина «нашел другое» – устроился перекусить рядом со скамейкой. Микки тут же решил воспользоваться беспомощностью Ясона и украсть у него карту, снять деньги. Приглашают инвалида приехать в город на следующий день – якобы на день рождения девушки. Это волнительный момент – первое проявление самостоятельности Ясона. Мать отпускает его: у сына должны быть друзья, которые о нем позаботятся. Но забота бродячей парочки об инвалиде – скорее насмешка над ним. Они накачивают Ясона спиртным и воруют карту. А инвалид, очнувшись ночью на садовой скамейке, понимает: он потерял свое богатство – деньги, будущее. И, пытаясь забрать кредитку, убивает Микки. Отвратительного, пакостного, но все же человека. Только после этого выясняется: на карте «малые деньги» – толика наследства, которую банк перечисляет со счета, чтобы Ясон тренировался жить самостоятельно, разумно тратить деньги. Но человека нет. А ценности украденной жизни Ясон не понимает. Как ни в чем не бывало приезжает домой, снимает грязные брюки, ест кашу. Выстреливают предваряющие действо рассуждения бармена (еще одного героя пьесы) о хрупкости человеческой жизни: «Поскользнулся, упал в снег головой в сантиметре от угла. Всего лишь сантиметр до смерти…».
«Люди конечны» – писал в своем сочинении Антон Харитонов. К Ясону это понимание так и не пришло. За важностью денег он не замечает хрупкости жизни. И не его вина в этом. Это общество навязало ментальному инвалиду свои ценности, продемонстрировало корысть и жестокость. Мы приняли его в свои объятия, чтобы обмануть, обобрать и выбросить – забыть и идти дальше.
Так зачем им наше общество, если оно не дает любви?
На снимке: Спектакль «Малые деньги» Лесосибирского драматического театра