Проблема транспортной доступности городов и районов остается в нашем регионе достаточно острой. Власти часто называют ее первостепенной. Но от этого статуса дороги не улучшаются. И в XXI веке в одном из богатейших регионов страны есть участки, по которым ехать практически невозможно. Или очень дорого для кошелька и здоровья.
Альтернативы не будет?
В местной газете «Ангарский рабочий» жители Мотыгинского района недоумевают, почему в север края вкладываются миллиарды, а дорог на всех не хватает и почему не повезло именно Мотыгино: «Комплексное освоение Нижнего Приангарья (стоимость проекта – 287 млрд 593 млн рублей) как-то обходит наш район. Мотыгинский район – это и есть Нижнее Приангарье, и освоение получается однобокое. В Богучаны провели железную и автомобильную дороги, построили мост через Ангару. А правобережная часть Мотыгинского района как была четыре месяца в году в транспортной блокаде, так и осталась».
Жительница района Ольга Безруких уверена, что на тему дороги в Мотыгино нужно бить во все колокола:
– У нашей дороги – единственной дороги, замечу, соединяющей нашу всеми забытую «дыру» с краевым центром, – состояние ниже удовлетворительного. Такое впечатление, что чиновники наши не по этой дороге ездят, – может, по воздуху? Нет, дело в том, что у чиновников дорогие внедорожники. Остальные 97 % транспорта района страдают!..
Отправляясь во второй раз в командировку в Мотыгинский район, журналисты «НКК» были готовы еще раз совершить хождение за три моря. Удивительный уголок нашего края расположен так оригинально, что ни в сказке сказать, ни пером описать – одни непечатные слова на ум приходят. Дорога пролегает сначала по Енисейскому тракту через три реки. Большую часть пути ехать нужно строго по колее, осторожно разъезжаясь со встречкой. Дорога местами отсыпана крупным скальником с острыми краями. Более 100 км пути до районного центра одной из золотоносных территорий региона представляют собой опасное испытание для машин и людей. Наша поездка обернулась двумя проколотыми колесами. Дважды водитель ставил «банан» и заезжал на шиномонтажку. Глава администрации района Андрей Терещенко съездил в командировку в Красноярск за 70 тысяч рублей – в такую сумму вылился ремонт авто. Семья Апиных повредила глушитель…
Добавим, что самые сложные участки пути пролегают в тайге, вдали от цивилизации. Билет на автобус стоит 700 рублей. Техника не выдерживает: в наш приезд один из пассажирских автобусов к парому через Ангару не доехал. Большегрузы разбивают трассу. Огромные ямы дорожники еле успевают посыпать скальной породой. Добраться иными видами транспорта сегодня до райцентра невозможно.
Получается, что Мотыгино по транспортной доступности ближе к территориям Эвенкии и Таймыра, куда, как в песне поется, только самолетом можно долететь. Взявшись за составление рейтинга дорог края, редакция сначала вспомнила все трассы, ведущие к районным центрам, на которых нет асфальта. Мотыгино и здесь в первых рядах: почти везде есть возможность долететь или доехать на поезде, теплоходе. Например, дорога Красноярск – Богучаны. Гравийка более 80 км. Но до Карабулы регулярно ходит поезд, а до Кодинска летает самолет.
Возьмем другой труднодоступный район. Житель Северо-Енисейского района под ником Siet пишет: «За 20 лет, прожитых мною, нормальную дорогу в районе видел только зимой». В навигацию водителей через Енисей переправляет паром. Остальной участок пути, от Епищино до райцентра – почти 360 км, – форумчане называют «костотрясом». Самолет домчит за 1,5 часа.
За третье место в рейтинге мог бы побороться Краснотуранск: есть короткий путь через Новоселово на пароме с небольшим участком гравийки. Но до южных берегов Красноярского моря можно доехать через Минусинск с полным комфортом.
Глас народа
Старожилы вспоминают, как пришла малая авиация в Мотыгинский район, в процветающий некогда поселок Первомайск. Ан-2 (кукурузники) связывали поселок с районным центром Мотыгино и краевой столицей. Еще в начале 2000-х годов добраться до Красноярска из райцентра Мотыгино можно было по реке: комфортные «Метеор» или «Ракета» ходили по Ангаре, Тасеевой. Теперь же…
Сегодня бывалые водители без набора инструментов и надежной запаски на трассу не суются. Активно делятся впечатлениями о дороге рыбаки, для которых Ангара – любимое место отдыха. На сайте http://uhari.ucoz.ru («Красноярские ухари») пользователь LEXX пишет: «Собрались мы на Ангару. Проехали после первого парома около километра по пыли, вдруг под колесами оказался асфальт, и он длился до самой Стрелки. Но дальше как всегда: закрываем окна, включаем кондиционер и устраиваем гонки, чтобы успеть на следующий паром. Но эта дорога таких гонщиков не любит. Те, кто нас обгонял, уже стоят на обочине и, глотая клубы пыли, меняют колеса. Не доехав до второго парома, мы тоже прокололи колесо. Пришлось вытащить полмашины вещей, чтобы добраться до запаски. Доезжаем до третьего парома без происшествий и хватаемся за телефон, чтобы позвонить. МТС «отдыхает», «Билайн» худо-бедно показывает, что есть антенна…»
Рыбак Атос также представил отчет о поездке: «Наш путь лежал на красавицу Ангару. 250 км по асфальту, до первого парома через Енисей, пролетели незаметно. Надо признать, что необходимость добираться до места рыбалки, пересекая три реки на пароме, – самая неприятная часть путешествия. Автолюбители, съехав с парома, включаются в гонку по пересеченной местности, чтобы попасть на следующий паром. Поднимая клубы пыли, автомобили пытаются обогнать соперников. В этот раз нам с паромами не везло… Прикинув, что в результате беспредела мы сможем опять не попасть на паром, я подошел к водителю и предложил соблюдать очередность. Нервы не выдержали, я подбежал к окошку и влепил пощечину зарвавшемуся водителю. А я получил удар его автомобилем в область поясницы…»
Сайт Korandovod.ru, пишет Consalex: «Потолкался на паромах. Приехал на запаске, скальник рвет и грызет резину».
Справка
Пятнадцать лет назад стране недоставало полмиллиона километров дорог. 10 миллионов жителей захолустья не имеют транспортного сообщения с Большой землей. При нынешних темпах дорожного строительства невольные отшельники выйдут на контакт с миром не ранее чем через сто лет. Из-за несвоевременного ремонта в середине девяностых годов Россия потеряла 120 тысяч километров автомобильных дорог. Объем ремонта должен возмещать годовой износ путей сообщения – это 50 тысяч километров. Эта гигантская цифра равна общей протяженности всех федеральных трасс страны.