Скажи «рыба»

Когда ребенку нужен логопед?

Скажи «рыба» Когда ребенку нужен логопед?
Фото Олега Кузьмина

Сентябрь – напряженный месяц для многих родителей: кто-то впервые отводит детей в садик, кто-то – в первый класс. И очень часто очевидными становятся проблемы, на которые раньше ни мама, ни папа не обращали внимания. Зато они хорошо видны логопедам, работающим при образовательных учреждениях. Неправильное произношение звуков и даже полное отсутствие речи – вот с чем сталкиваются работники детских садов и школ.

В три года – и не позже

Круглый год, а летом особенно, двери центра № 1 «Развитие» фактически не закрываются – сюда идут и идут родители. Это центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Железнодорожного района Красноярска, такие есть в каждом районе Красноярска, в других территориях края.

Здесь идет обследование детей, нуждающихся в помощи, и консультирование их родителей; логопеды, дефектологи, психологи проводят развивающие занятия. Бесплатно. Государство дает такую возможность.

– Есть просвещенные родители, которые понимают, что нужно ребенку, и приводят его сами, – поясняет Галина Гуртовенко, директор центра. – Но чаще все-таки направляют образовательные организации – детский сад или школа. У нас есть муниципальное задание, это 1 600 консультаций в год, 380 детей ходят на коррекционные и развивающие занятия – логопедические, развитие мышления, воображения, подготовку к школе. Каждый год наши услуги становятся все более востребованными, поскольку проблем у детей, к сожалению, становится больше.

Желающих настолько много, что у центра не получается оказать помощь сразу – иногда родителям приходится ждать: три штатных логопеда не справляются с потоком.

У логопедического кабинета сидят Ваня с мамой. Ване скоро будет три года, ему нужно получить направление в логопедический садик. Таких посетителей, которым необходимо пройти комиссию, у учителя-логопеда Екатерины Зощик большинство. Кто-то получает направление и уходит в профильный садик, кто-то, не дожидаясь своей очереди, начинает ходить на занятия в центр. Занятия могут длиться долго, все зависит от того, какая речевая проблема у ребенка.

– Чаще всего приходят с проблемой отсутствия звуков, или если звук сформировался неправильно, а родитель все ждал, что все само собой изменится, – делится Екатерина Ивановна. – Бывает, что речь у ребенка не появилась – и родитель тоже ждет, потому что, по семейной легенде, он сам или его родственники заговорили поздно. У меня недавно на приеме был пятилетний мальчик, который молчал. Вообще ничего не говорил. И мама не смогла мне объяснить, почему на эту проблему раньше не обращала внимания. Хотя такие дети редкость, за шесть лет работы я видела только двоих.

Главное, что должно насторожить родителя, – отсутствие фразовой речи в три года. Конечно, говорит логопед, малыш не может разговаривать сложными предложениями, но «мама, пошли гулять» или «дай мне эту красную конфету» в его речи должны быть обязательно. Ваня так сказать не может, именно поэтому обеспокоенная мама и привела его к логопеду.

– Как тебя зовут? Ваня? – мальчишка улыбается и эмоционально кивает. – А что у тебя в руках? Что ты принес?

Назвать машинку он не может, в его активном словарном запасе – около десятка самых простых слов – «мама-папа» и то, что специалисты называют звукоподражаниями: «гав-гав», «би-би». Это очень мало. Зато Ваня свободно ориентируется в картинках – может показать и зонтик, и снеговика, а назвать не может, хоть и пытается очень эмоционально.

– А в садик ходите? – мама отрицательно мотает головой. – А на развивающие занятия тоже нет? Нужно, чтобы у ребенка было как можно больше общения.

У детей, которые не ходят в садик, чаще других встречаются отклонения в развитии речи: они проскакивают мимо всех специалистов, и проблема выявляется уже перед самой школой. Мало кто из родителей знает: речевые проблемы, которые не решены в дошкольном возрасте, потом могут превратиться в серьезные проблемы с письмом и чтением. Не потому, что ребенок ленив, не хочет читать и писать, а просто потому, что он не может этого сделать.

– Поэтому я считаю: в три года каждый родитель должен показать ребенка логопеду, – уверена Екатерина Ивановна. – Даже если кажется, что все хорошо. Просто на всякий случай.

«Не Толя, а Коля»

На прощание Ваня машет логопеду рукой – видно: заниматься ему понравилось. Мама уносит в заключении три буквы: «ЗРР» – задержка речевого развития, в три года они, скорее всего, сменятся на моторную алалию. Это такое нарушение, при котором в мозге ребенка страдает зона, отвечающая за порождение речи. Он слышит, понимает, может показать все, что попросишь, но сказать не может. Тогда нужны не только занятия с логопедом, но и лечение у невролога. Если все это делается в комплексе, ребенок к школе может совершенно соответствовать норме. Но заниматься с логопедом нужно будет долго, и таких детей, которые посещают центр не один месяц, у Екатерины Ивановны достаточно. Иногда они уходят, оставляя приятные сердцу подарки. Вот и в этом кабинете висит портрет: большеглазая девочка в модной юбке и с темными волосами. Чтобы сомнений не оставалось, рядом детской рукой подписано: Екатерина Ивановна. Такие рисунки, улыбки детей, горящие глаза – лучшая мотивация для учителя-логопеда.

– Когда я только пришла работать, у меня на приеме был мальчик шести лет, – вспоминает специалист. – У него была очень тяжелая ситуация, не было даже заднеязычных звуков «к» и «г». Его папа из Коли превратился в Толю, кот – в тота. И когда мы звуки поставили – долго занимались, – он вышел из кабинета и четко сказал папе: Коля. Папа был счастлив. Самое главное в нашей работе – видеть, как ребенок счастлив от того, что он старался и у него получилось. Я вспоминаю глаза этого мальчишки и понимаю, что работаю не зря.

Важные этапы речевого развития, о которых должен знать каждый родитель

Три года

Фразовая речь, например: «Я хочу кушать». Речь не всегда четкая, ребенок может говорить «поси гуйять» вместо «пошли гулять». Должны быть свистящие звуки «с», «з», если ребенок говорит «масына» вместо «машина» – это нормально. Может остаться небольшое смягчение согласных, например, «сябака».

Четыре года

Появление шипящих – «ш», «ж», «ч», «щ». Речь усложняется, среднее предложение состоит из 5–6 слов.

Пять-шесть лет

Появляются самые сложные звуки – «р» и «л». Развернутые предложения, способность связно пересказать текст, описать картинку.

Если ребенок в три года молчит, использует только звукоподражания и жесты, нужно срочно обратиться к логопеду.

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности