Сентябрь – напряженный месяц для многих родителей: кто-то впервые отводит детей в садик, кто-то – в первый класс. И очень часто очевидными становятся проблемы, на которые раньше ни мама, ни папа не обращали внимания. Зато они хорошо видны логопедам, работающим при образовательных учреждениях. Неправильное произношение звуков и даже полное отсутствие речи – вот с чем сталкиваются работники детских садов и школ.
В три года – и не позже
Круглый год, а летом особенно, двери центра № 1 «Развитие» фактически не закрываются – сюда идут и идут родители. Это центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Железнодорожного района Красноярска, такие есть в каждом районе Красноярска, в других территориях края.
Здесь идет обследование детей, нуждающихся в помощи, и консультирование их родителей; логопеды, дефектологи, психологи проводят развивающие занятия. Бесплатно. Государство дает такую возможность.
– Есть просвещенные родители, которые понимают, что нужно ребенку, и приводят его сами, – поясняет Галина Гуртовенко, директор центра. – Но чаще все-таки направляют образовательные организации – детский сад или школа. У нас есть муниципальное задание, это 1 600 консультаций в год, 380 детей ходят на коррекционные и развивающие занятия – логопедические, развитие мышления, воображения, подготовку к школе. Каждый год наши услуги становятся все более востребованными, поскольку проблем у детей, к сожалению, становится больше.
Желающих настолько много, что у центра не получается оказать помощь сразу – иногда родителям приходится ждать: три штатных логопеда не справляются с потоком.
У логопедического кабинета сидят Ваня с мамой. Ване скоро будет три года, ему нужно получить направление в логопедический садик. Таких посетителей, которым необходимо пройти комиссию, у учителя-логопеда Екатерины Зощик большинство. Кто-то получает направление и уходит в профильный садик, кто-то, не дожидаясь своей очереди, начинает ходить на занятия в центр. Занятия могут длиться долго, все зависит от того, какая речевая проблема у ребенка.
– Чаще всего приходят с проблемой отсутствия звуков, или если звук сформировался неправильно, а родитель все ждал, что все само собой изменится, – делится Екатерина Ивановна. – Бывает, что речь у ребенка не появилась – и родитель тоже ждет, потому что, по семейной легенде, он сам или его родственники заговорили поздно. У меня недавно на приеме был пятилетний мальчик, который молчал. Вообще ничего не говорил. И мама не смогла мне объяснить, почему на эту проблему раньше не обращала внимания. Хотя такие дети редкость, за шесть лет работы я видела только двоих.
Главное, что должно насторожить родителя, – отсутствие фразовой речи в три года. Конечно, говорит логопед, малыш не может разговаривать сложными предложениями, но «мама, пошли гулять» или «дай мне эту красную конфету» в его речи должны быть обязательно. Ваня так сказать не может, именно поэтому обеспокоенная мама и привела его к логопеду.
– Как тебя зовут? Ваня? – мальчишка улыбается и эмоционально кивает. – А что у тебя в руках? Что ты принес?
Назвать машинку он не может, в его активном словарном запасе – около десятка самых простых слов – «мама-папа» и то, что специалисты называют звукоподражаниями: «гав-гав», «би-би». Это очень мало. Зато Ваня свободно ориентируется в картинках – может показать и зонтик, и снеговика, а назвать не может, хоть и пытается очень эмоционально.
– А в садик ходите? – мама отрицательно мотает головой. – А на развивающие занятия тоже нет? Нужно, чтобы у ребенка было как можно больше общения.
У детей, которые не ходят в садик, чаще других встречаются отклонения в развитии речи: они проскакивают мимо всех специалистов, и проблема выявляется уже перед самой школой. Мало кто из родителей знает: речевые проблемы, которые не решены в дошкольном возрасте, потом могут превратиться в серьезные проблемы с письмом и чтением. Не потому, что ребенок ленив, не хочет читать и писать, а просто потому, что он не может этого сделать.
– Поэтому я считаю: в три года каждый родитель должен показать ребенка логопеду, – уверена Екатерина Ивановна. – Даже если кажется, что все хорошо. Просто на всякий случай.
«Не Толя, а Коля»
На прощание Ваня машет логопеду рукой – видно: заниматься ему понравилось. Мама уносит в заключении три буквы: «ЗРР» – задержка речевого развития, в три года они, скорее всего, сменятся на моторную алалию. Это такое нарушение, при котором в мозге ребенка страдает зона, отвечающая за порождение речи. Он слышит, понимает, может показать все, что попросишь, но сказать не может. Тогда нужны не только занятия с логопедом, но и лечение у невролога. Если все это делается в комплексе, ребенок к школе может совершенно соответствовать норме. Но заниматься с логопедом нужно будет долго, и таких детей, которые посещают центр не один месяц, у Екатерины Ивановны достаточно. Иногда они уходят, оставляя приятные сердцу подарки. Вот и в этом кабинете висит портрет: большеглазая девочка в модной юбке и с темными волосами. Чтобы сомнений не оставалось, рядом детской рукой подписано: Екатерина Ивановна. Такие рисунки, улыбки детей, горящие глаза – лучшая мотивация для учителя-логопеда.
– Когда я только пришла работать, у меня на приеме был мальчик шести лет, – вспоминает специалист. – У него была очень тяжелая ситуация, не было даже заднеязычных звуков «к» и «г». Его папа из Коли превратился в Толю, кот – в тота. И когда мы звуки поставили – долго занимались, – он вышел из кабинета и четко сказал папе: Коля. Папа был счастлив. Самое главное в нашей работе – видеть, как ребенок счастлив от того, что он старался и у него получилось. Я вспоминаю глаза этого мальчишки и понимаю, что работаю не зря.
Важные этапы речевого развития, о которых должен знать каждый родитель
Три года
Фразовая речь, например: «Я хочу кушать». Речь не всегда четкая, ребенок может говорить «поси гуйять» вместо «пошли гулять». Должны быть свистящие звуки «с», «з», если ребенок говорит «масына» вместо «машина» – это нормально. Может остаться небольшое смягчение согласных, например, «сябака».
Четыре года
Появление шипящих – «ш», «ж», «ч», «щ». Речь усложняется, среднее предложение состоит из 5–6 слов.
Пять-шесть лет
Появляются самые сложные звуки – «р» и «л». Развернутые предложения, способность связно пересказать текст, описать картинку.
Если ребенок в три года молчит, использует только звукоподражания и жесты, нужно срочно обратиться к логопеду.