Скидок не будет!

Почему магазины на снижают цены на продукты с истекающим сроком годности?

Скидок не будет! Почему магазины на снижают цены на продукты с истекающим сроком годности?

Когда кому-нибудь хочется доказать, что полукапиталистическое сегодня явно лучше, чем социалистическое вчера, всегда говорят о еде. Вот, мол, в советские времена был дефицит, а сейчас у нас – изобилие, причем, заметьте, по вполне приемлемым ценам – голодать-то уж точно никто не голодает.

Экономить не получается

Честно говоря, я считала так же, пока ко мне не приехал гость из европейской страны, находящейся в наижутчайшем кризисе, – родственник из Латвии. «Однако! – только и восклицал он, прогуливаясь по супермаркету. – За такую цену я смог бы взять не замороженный кусок говядины, как у вас, а парную вырезку. Причем мне ее привезли бы к самому порогу». Продукты очень дорогие и не всегда качественные – к такому неутешительному выводу он пришел после походов по магазинам.

srok.jpgОбидно для нас не только то, что они дорогие, но и то, что на продуктах повседневного спроса – например, молоке и хлебе – фактически невозможно сэкономить: скидки по дисконтным картам на эти категории не распространяются, потому что наценка сетей на них и так минимальна. И это при условии, что срок годности «скоропорта» очень, очень ограничен. А в тех же Европах и Америках, уже не таких благополучных, как раньше, молоко, например, можно купить за полцены – в том случае если срок годности продукта подходит к концу. И это не привычный тухлячок, который «забыли» убрать с полки, а вполне полноценный продукт – просто у собственников есть опасение, что его не успеют купить. И тогда придется товар списать, а компания понесет убытки.

Посмотрите вечером на батарею бутылок с молоком, у которых завтра истекает срок годности. Как только часы пробьют полночь, карета превратится в тыкву, а молоко станет просроченным и будет утилизировано. А ведь если бы на него еще сегодня был повешен ярлычок со скидкой, его бы наверняка купили… Так почему «щедрые» отечественные ретейлеры продолжают кормить помойку, просто списывая не проданный вовремя «скоропорт»?

Дело в законе

Главная причина того, что наши сети не дают скидки на продукты, у которых выходит срок годности, – несовершенное законодательство, считает независимый маркетолог, управляющий партнер консалтингового агентства M&B&P Consulting Михаил Пучкин:

– Работая некоторое время назад в финансовой службе одного крупного холдинга Красноярска, я столкнулся вот с какой проблемой, – вспоминает Михаил. – Холдинг решил продать продукцию своим работникам ниже стоимости, которая проходила по бухгалтерии. Сотрудники были просто счастливы, руководители довольны – дело-то благое. Однако вся эйфория закончилась, когда к нам пришли с очередной проверкой из налоговой.

Оказалось, за такое нарушение были предусмотрены очень серьезные санкции. Фактически предприятие обвинили в том, что оно заведомо работает в убыток (продает товар ниже себестоимости), тем самым сокращая налоговую базу. С большим трудом вопрос удалось урегулировать. После этого руководство раз и навсегда решило, что такими «распродажами» заниматься больше не будет.

В супермаркетах ситуация осложняется большим объемом товаров: продукты поступают по разным ценам, их нужно учитывать, следить за сроками годности… Администраторы и испорченное-то не сразу успевают убрать с полок, что уж тут говорить о скидках. Но даже если кто-то и решит немного «сбить» цену (а мы помним: наценка сети на такие товары минимальна), нужно сделать это так, чтобы она ни в коем случае не оказалась ниже себестоимости – иначе накажет налоговая. Скидочная цена на товар должна быть «себестоимость плюс один рубль».

– Наши предприниматели, которые и так находятся под очень большим административным прессом, выбирают для себя наиболее простое решение – просроченную продукцию снимают с реализации и уничтожают, – рассказывает Михаил. – Есть определенные нормативы, это все списывается – и процесс идет по накатанной.

Однако нужно помнить: за все в любом случае платит потребитель, то есть мы с вами. Ни сети, ни производители продуктов питания работать себе в убыток не будут. Найдут способ включить свои «убытки от просрочки» в цену продукции.

Не свое – не жалко

Есть еще одна причина, по которой сети не хотят заморачиваться со скидками: нераспроданное возвращают поставщикам, правда, нельзя сказать, что это случается со всеми. Малоизвестные производители, которые пытаются попасть на полки супермаркетов, не только платят за вхождение в сети большие деньги, но и заключают рабские по содержанию договоры, по которым просроченные товары возвращаются поставщику. И компании их подписывают. В этом случае товар с истекшим сроком годности становится головной болью производителя – а продуктовые сети расстаются с ним с еще большей легкостью.

Поэтому неудивительно, что единственная категория скоропортящихся товаров, на которую супермаркеты с удовольствием дают скидки, – продукция собственного производства. Почти во всех сетях Красноярска есть так называемый счастливый час – с 21:00 и до утра, когда цена на кулинарию усыхает на 20–30 %. Скидку дают на салаты и горячее, на охлажденные фарши, колбаски, котлеты, а также на пиццу. То есть на все продукты, которые хранятся 24 часа. Причина такой щедрости понятна: компании блюдут свою честь, поэтому после 24-часового срока такой товар подчистую списывается. Хотя большую часть с помощью скидок удается реализовать – спрос на скидочные позиции у горожан велик. По словам PR-менеджера компании «Командор» Веры Качан, такие акции пользуются популярностью у покупателей:

– Есть люди, которые специально приходят после 21:00, чтобы купить продукты собственного производства сети со скидкой 30 %.

Такая существенная скидка радует нашу душу и кошелек, но также говорит нам, что себестоимость и салатиков, и горячего, видимо, настолько низка, что даже снижение цены позволяет сетям остаться в плюсе. Что для потребителя уже и не так важно, лишь бы салаты и голубцы были вкусными и свежими.

Ситуация со скидками на «скоропорт», конечно, печальна, но не так фатальна. Скоро, уверен Михаил Пучкин, все изменится: с приходом крупных международных и федеральных сетей на рынке появится настоящая конкуренция. Именно тогда и нужно ждать серьезную борьбу за клиента, а следовательно, и скидок. Но случится это только через два-три года – никак не раньше.

Имейте в виду, что торговать просроченным товаром даже с очень большой скидкой нельзя – это нарушение законодательства РФ. Такие продукты приравниваются к опасным для жизни

Вместо послесловия

К слову, обеспеченные скидками на «скоропорт» европейцы и американцы так же, как и мы, не защищены от просроченных товаров. Русскоязычные газеты в Штатах постоянно печатают статьи, в которых даются рекомендации по определению степени свежести продуктов: дело в том, что там вместо привычной нам строки «Годен до» принята разная маркировка, в которой очень легко запутаться. Например, Best if used by означает, что товар лучше использовать до определенного срока, но при этом совсем не подразумевает, что после этого он в принципе не пригоден к потреблению. Да, есть не запрещено, но, возможно, все будет не так вкусно.

Авторы эмигрантских изданий сетуют, что новости об отравлениях некачественными продуктами попадают в новостные ленты Америки ежедневно. Однако сравнивать этот показатель с ситуацией в России все-таки некорректно – о единичных случаях отравлений у нас писать не принято. Видимо, слишком уж мы привыкли к тому, что любой поход в супермаркет для нас – в прямом смысле русская рулетка.

Наценку хотят ограничить законодательно

В марте в Госдуму внесен законопроект, который вводит ограничения для торговых наценок на социально значимые продукты питания. Согласно документу максимально возможная торговая наценка на продукты первой необходимости составит 15 %.

Как говорится в пояснительной записке, на данный момент розничные наценки на продукты питания в России составляют до 100 % на отдельные группы товаров, а в среднем – 40–50 %, тогда как в странах ЕС этот показатель достигает максимум 25 %.

Перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости сейчас устанавливается правительством. На сегодняшний день в него включены говядина, свинина, баранина, куры, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко, яйца, мука, хлеб, рис шлифованный, пшено, гречневая крупа, вермишель, картофель, капуста, лук репчатый, морковь и яблоки. Отметим, что все они облагаются пониженным НДС – 10 % (вместо 18 %).

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
17 декабря 2025
Новый год — 2026 в Красноярске: программа праздничных мероприятий
Новый год в Красноярске пройдет под эгидой «Зимний Яр». В оформлении улиц, ледовых городков и праздничных локаций будет использована тема
Без рубрики
17 декабря 2025
Препятствуешь спецтехнике – накажут
«В нашем дворе развернулась настоящая мусорная война. Жители соседнего дома решили блокировать контейнерную площадку. Сначала сломали замок ограждения мусорных баков,
Без рубрики
16 декабря 2025
Новогодние ярмарки в Красноярске: где живет праздничное настроение
С 17 по 21 декабря в МВДЦ Сибирь пройдет «Рождественская ярмарка». В этом году помимо самой ярмарки заявлен новогодний кинотеатр
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности