«Миновав Енисейск на реке Енисей, по словам московитов, отделяющей Европу от Азии, я прошел обширную, плодородную, но слабо населенную область до реки Оби. Жители все язычники, за исключением ссыльных из России. Сюда ссылают преступников из Московии, которым дарована жизнь, ибо бежать отсюда невозможно» – так в своей книге «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» представил Сибирь иностранцам Даниэль Дэфо в 1719 году.
Золотое дно или Тартария?
Сам писатель никогда не был в Сибири, сведения почерпнул из общения с «московитами» в Париже, но описание получилось очень правдивым. Примерно в то же время голландец Николас Витсен создает книгу о «Северной и Восточной Тартарии», где Сибирь – огромная ледяная пустыня, таинственный мир, неразгаданная территория.
– Представления о Сибири стали меняться ближе к концу XVIII века, – рассказывает методист музея Аделя Броднева. – Землю эту начали интенсивно изучать, проложили Московский тракт, завеса тайны приоткрылась. Ученые и правители увидели, что Сибирь – это вовсе не страшное место, а золотое дно. И в 1881 году в честь трехсотлетия похода Ермака в Сибирь был установлен даже особый праздник – День благодарения Сибири. Отмечают его 8 ноября.
К этой дате и было приурочено открытие обновленного Литературного музея. С 2010 года музей находился на реконструкции, сотрудники проводили мероприятия и выставки на других площадках, и вот наконец самый «интеллигентный» музей края гостеприимно распахнул свои резные двери.
Стержнем прежней экспозиции музея была личность Виктора Петровича Астафьева. Писатель сделал очень много для того, чтобы в нашем крае появился этот музей о сибирской литературе. Новая экспозиция называется «Сны о Сибири».
– В 2004 году в Овсянке открылся мемориальный комплекс, который полностью посвящен жизни и творчеству Виктора Петровича, – объясняет Аделя Броднева. – В новой экспозиции мы решили сосредоточиться на образах Сибири, которые формировались на протяжении нескольких столетий и закреплялись в литературе. Собрали коллекцию представлений о Сибири.
В музее одиннадцать залов, каждый посвящен своей теме: «Губернский город Красноярск», река, фольклор, духовная книга… Литературный музей отнюдь не ограничивает свои интересы исключительно писателями и журналистами.
Достоевский, Чехов, Кеннан…
– В попытке понять Сибирь и характер сибиряков невозможно пройти мимо личности Ядринцева Николая Михайловича, – рассказывает Аделя Владимировна. – Выдающийся литератор, он прошел в кандалах пол-России и знал ее как никто другой. В кандалы его заключили за специфические взгляды. Николай Михайлович был областник и ставил целью создание в России государства наподобие Соединенных Штатов Америки. В его книге «Сибирь как колония» утверждается, что развитие Сибири возможно наилучшим образом только в качестве самостоятельной единицы государства. Для XIX века эта книга была таким же фундаментальным трудом, как работы Ленина для века XX.
Чехов, Короленко, Достоевский, Кеннан – эти писатели влияли на развитие Сибири, а Сибирь – на их становление. Короленко заложил основы сибирского рассказа, Чехов написал потрясающие путевые заметки. Достоевский, наверное, не стал бы величайшим русским писателем, не побывай на каторге в Сибири. Четыре года он носил кандалы, пропустил сквозь свое сердце тысячи людских судеб и характеров. Такой массы «униженных и оскорбленных» в середине XIX века, пожалуй, не было ни в одной другой стране.
В 1880-х годах американец Джордж Кеннан побывал в Сибири. Ехал познакомиться с российской системой наказания. Итогом стала серия статей в зарубежных изданиях, где Кеннан критиковал царское правительство. Пообщавшись с каторжанами, он справедливо решил, что это не преступники, а выдающаяся часть российского народа. Предсказывал Сибири процветание за счет того, что на ее территории сосредоточились лучшие умы России.
«Интеллигентный город Красноярск»
Побывав в Красноярске, Чехов назвал его городом не только красивым, но и интеллигентным. К тому времени (1890 год) в столице губернии уже работали гимназии, больница, выходила газета… Культурной жизни Красноярска XIX века посвящен один из самых красивых залов Литературного музея. Есть здесь экспозиция, рассказывающая о писательских талантах первого губернатора Степанова.
– За четыре года жизни в губернии он издал несколько научных статей, среди которых «О дикорастущих в Сибири конопле, грече и льне», «Взгляд на физическое положение Минусинского округа». За труд «Описание Енисейской губернии» был награжден премией и бриллиантовым перстнем от Николая I, – рассказывает Аделя Владимировна. – Долгое время его авторство приписывали еще одной научной работе – «Путешествие в Кяхту из Красноярска». Но мы разобрались и выяснили, что написал эту статью первый сибирский поэт Владимир Игнатьевич Соколовский, племянник губернатора.
Аделя Владимировна рассказывает о Дмитрии Давыдове – оказывается, это он автор знаменитой песни «Славное море, священный Байкал», о Тимофее Калашникове, написавшем первый сибирский роман и предвосхитившем гоголевские образы чиновников… Появился термин «сибирская литература», ввел его в употребление немец Генрих Кениг, который сказал, что в Сибири живут десятки «ирвингов» и «куперов».
Среди раритетов XIX века привлекают взгляд необычный стол для покера и зеркало. Стол – интерактивный, это огромный компьютер, с помощью которого посетитель может более подробно узнать о заинтересовавшем его экспонате. Зеркало в старинной резной раме показывает кадры из фильма «Угрюм-река». Атмосфера неповторимая!
Интерактивные технологии присутствуют в каждом зале музея: «настоящий» костер в зале, посвященном фольклору малых народов Севера, блестящая поверхность Енисея, информационные киоски…
– Посетителям предлагаем и аудиогиды, рассказ ведется на трех языках – русском, английском и китайском, – говорит Аделя Броднева. – В зале фольклора будем проводить народные праздники. Ждем гостей любого возраста.
Сны о Сибири. Завершение
В зале духовной книги – работы народного художника Александра Тихомирова в технике оконопись. Художник выискивает старые ставни в деревнях и рисует на них темперой священные лики. Впрочем, «рисует» – слово неправильное, скорее подчеркивает уникальный рисунок деревянной доски, лики как будто проступают изнутри…
В центре зала – уголок Агафьи Лыковой. Казалось бы, почему в Литературном музее?
– Наш сотрудник Галина Толстова составила словарь языка Агафьи Лыковой, и оказалось, что она является носителем уникального языка, который состоит из слов от XI до XXI века, – поясняет Аделя Броднева.
Зал «Река» с историями покорения Енисея, зал, рассказывающий о войне и репрессиях… Литературу XX века сложно назвать легкой. «Сны о Сибири» завершаются экспозицией о сибирских писателях, которых возвела на пьедестал народная любовь. Астафьев, Распутин, Шукшин, Вампилов. Зал очень светлый, как будто чистая страница в писательской тетради, чистая страница в многотомной книге о Сибири, куда нам, потомкам, предлагается вписать свои образы.
Деревянный особняк в стиле модерн
На улице Ленина в Красноярске среди домов из стекла и бетона стоит шикарный деревянный особняк. Невозможно пройти мимо, хочется остановиться и внимательно рассмотреть все узоры и шпили дома, построенного в стиле модерн с готическими мотивами. Это и есть Литературный музей.
Великолепное здание построили в 1894 году, принадлежало оно купчихе Фриде Цукерман. Тогда это было лучшее строение Красноярска, и жил здесь сам губернатор Теляковский.
После революции имущество Цукерманов национализировали, в здании расположилась одна из первых коммун, потом общежитие летчиков… Сегодня это архитектурный памятник федерального значения.
По слухам, эмигрировавшие в США Цукерманы оставили где-то в доме тайник с деньгами и оружием…
О создании Литературного музея в Красноярске задумались еще в 1940-е годы, местное отделение Союза писателей начало собирать экспонаты. Но воплотить идею в жизнь удалось только в 1997-м с помощью энергии Виктора Петровича Астафьева.
Контакты
Литературный музей расположен по адресу: г. Красноярск, ул. Ленина, 66. Тел. 8 (391) 227-62-02.