Сколько «весит» подпись губернатора?

Президент страны «услышал» Красноярский край

Сколько «весит» подпись губернатора? Президент страны «услышал» Красноярский край

Минувшая политическая неделя прошла под знаком Виктора Толоконского. Причем если сначала он выступал в ипостаси врио губернатора края, то уже в четверг ему был присвоен новый статус – кандидата в губернаторы. С этого момента для Виктора Толоконского началась избирательная кампания, а для журналистов – период очень сдержанного освещения всего, что связано с его деятельностью в обоих качествах.

Резолюции Путина

Что такое консолидированное налогообложение, другие налоговые лазейки и перекосы и почему это плохо для края, знают, наверное, уже все. Причем речь не только об уловках крупных промышленных компаний. Забегая вперед, скажу, что на встрече с общественностью банкиры, например, приводили кандидату в губернаторы Виктору Толоконскому абсолютно абсурдную по сути и тем не менее объективную статистику: в крае был создан кредитный продукт на сумму более 600 млрд рублей, что обеспечило краю налоговые поступления в размере… жалких 500 млн. Это 0,08 % от оборота – почти ничего. Представьте только, какие дикие деньги теряет край – просто потому, что налоги банки платят не по месту ведения деятельности, а по месту «прописки», которая у подавляющего большинства кредитных организаций – московская. Что уж говорить о ФПГ. Знали мы об этом раньше? Конечно, знали. Обращали на это внимание Москвы? Естественно. Своими глазами видел диаграммы, представленные Путину, на которых президент ставил для себя пометки «на понимание». Тем не менее налоговые отчисления в Федерацию продолжали расти, а край застрял на 150 млрд дохода и четыре года не мог сдвинуться с места.

резолюцииТа же история – с аэропортом, который край все это время тащил на себе. Та же – и с более широкой, специфической и жизненно важной для края проблемой малой авиации. Та же – с газификацией (регион с нефтегазовыми месторождениями почти не располагает газотранспортной сетью для местных потребителей). Проблемы наслаивались, а край наращивал дефицит, чтобы покрывать растущие социальные обязательства. Дело дошло до того, что бюджет 2014 года был принят с предельным дефицитом, фактически бюджетный процесс уперся в тупик. До сих пор письма, направляемые в Москву, почти не имели эффекта. В этот раз – можете считать это совпадением или особым федеральным статусом врио губернатора Виктора Толоконского – воз сдвинулся с мертвой точки. На письма, которые он передал главе государства за своей подписью и, естественно, обозначил устно, Путин наложил резолюции, в обобщенном смысле означающие: «предложения приняты, даю им зеленый свет». Теперь – по порядку.

«Все, что ниже колес»

«Все, что ниже колес, должно принадлежать государству» – эта фраза Александра Лебедя времен реформы железнодорожной отрасли вполне применима и к авиации. Взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, словом, «плоскостной» сегмент аэропортов – стратегический объект федерального значения, и по всей логике он должен принадлежать государству на уровне Федерации. У красноярского аэропорта своя история. Не будем перечислять все перипетии, но исторически вышло, что «плоскостные» сооружения аэропорта оказались в собственности края. Они вполне успешно эксплуатировались и даже объем перевозок позволяли наращивать, пока не наступил предел износа. Учитывая универсиаду и большие планы Красноярска по привлечению инвесторов, аэропорт должен совершить в развитии рывок. Но для этого краевых ресурсов явно недостаточно. Что делает врио губернатора Виктор Толоконский? Предлагает передать этот актив из собственности края в федеральную собственность. Это сразу меняет статус транспортного узла, облегчает расходную часть краевого бюджета и, главное, приводит все к логичному статус-кво. Владимир Путин наложил на письмо об аэропорте резолюцию, адресованную министру транспорта Максиму Соколову: «Прошу рассмотреть и поддержать».

Полетели!

Примерно та же история с малой авиацией. В свое время было решено создать федеральное казенное предприятие, которое должно было принять на себя оперативное управление сетью аэропортов в северных населенных пунктах края, таких как Байкит, Ванавара, Кодинск, Мотыгино и другие. Предприятие было создано и приняло к управлению первые несколько аэропортовых комплексов. Но дальше дело застопорилось. Между тем аэропорты Диксона, Енисейска, Хатанги, Байкита, Ванавары и Туры находятся в критическом состоянии и требуют немедленного внимания Федерации. В письме врио губернатора Виктор Толоконский подробно описал перипетии аэропортовой истории, обратил внимание на критичность сроков, и на бумагу легла резолюция президента, адресованная все тому же Министерству транспорта: «Прошу ускорить и завершить эту работу в соответствии с ранее принятыми планами».

Экология и экономия

Газ – стратегический ресурс. Однако жителям края его значение на уровне даже чисто бытовом оценить сложно: газа нет в крае почти нигде. Дома мы топим и воду греем углем и электричеством. Первое, как известно, страшно неэкологично и хлопотно, второе – почти слишком дорого. В те же ограничения упирается промышленность и транспорт. Между тем край – один из последних негазифицированных регионов страны. При том что в недрах его – гигантские запасы не только угля, нефти и руд, но и голубого топлива.

Долгое время вопрос как поднимался, так и откладывался, причем на вполне объективном основании: край настолько велик, что газифицировать его – все равно что еще раз газифицировать остальную Россию. Это действительно было не ко времени и не по карману не только краю, но даже Федерации. Впрочем, врио губернатора Виктор Толоконский не раз заявлял тезис: времена, когда на первом плане стояли интересы государства в целом, больших отраслей, проходят, и сегодня на переднем краю – интересы конкретного человека, и любой гражданин России имеет право на обеспечение высокого качества жизни, где бы он ни находился. Это значит, что, взявшись за газификацию страны, нельзя останавливаться до тех пор, пока газ не получит последний потребитель.

После встречи с врио губернатора края Виктором Толоконским Владимир Путин обратился к министру топлива и энергетики Александру Новаку и главе «Газпрома» Алексею Миллеру с поручением: «Прошу поддержать. Доложите предложения». Оптимизма ситуации добавляет и тот факт, что Александр Валентинович Новак – наш, красноярский, знает всю проблематику и сохраняет особое отношение к нашему региону.

Большие деньги

На десерт – письмо Путину о бюджете. Повторять подробностей не будем – и дефицит, упершийся в потолок, и госдолг края, приближающийся к 2/3 всей доходной базы бюджета, и издержки налоговых новшеств, и в восемь раз возросшие на территории края доходы федерального бюджета на фоне стагнирующего краевого. Все это еще раз было изложено на двух страницах текста и резюмировано вполне конкретными расчетными данными: для балансировки выпадающих доходов требуется порядка 15 млрд рублей в текущем году и не менее 20 млрд в последующие 2–3 года. Цифры и сроки, указанные в письме, подчеркнуты рукой Путина, сверху наложена резолюция: «Силуанову А. Г. Прошу рассмотреть, скорректировать ситуацию».

Иными словами, все аргументы врио губернатора края Виктора Толоконского были приняты, всем предложениям и запросам был дан ход. Что, как ни крути, свидетельство не только разумности декларируемой им логики, но и политического веса его подписи, поставленной под каждым из этих писем.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного